Головна Російська юридична література Юридическая психология Юридическая психология Глава IV Психологическая подготовка к юридической деятельности § 1. Система психических процессов

Глава IV Психологическая подготовка к юридической деятельности § 1. Система психических процессов

Юридическая психология - Юридическая психология
45

Глава IV

Психологическая подготовка к юридической деятельности

§ 1. Система психических процессов

Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В этом случае кибернетики самого человека характеризует как сложную, саморегулирующую сис­тему, поддерживающую динамическое равновесие с окружающей средой. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психи­ческое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности*. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощу­щений и восприятий — с психических познавательных процессов. С них и логично начинать рассмотрение психических явлений.

Познавательная деятельность включает в себя следующие процессы:

Сенсорные (от лат. sensus - ощущение) познавательные процессы отражают отдельные свойства предметов и явлений. Психический ре­зультат этого действия называется ощущением.

Перцептивные (от лат. percipere — воспринимать) познавательные процессы отражают предметы и явления в их целостном виде. Психи­ческие образы этих предметов и явлений называются восприятием.

Мнемические (от греч. mneme — память) процессы создают образы памяти. Преобразование представлений памяти в новые образы — это процессы воображения.

Интеллектуальные (от лат. intellectus - разум), или мыслительные, процессы отражают существенные связи между явлениями.

Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувствен­ным формам познания.

Чувственное отражение у человека всегда связано с логическим по

­знанием, мышлением. Единичное в чувственном познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании сущест­венную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) осно­вывается на данных чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных процессов.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение. Иначе как через ощущения мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс.

В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздра­жителей (например, более высокая или более низкая температура).

Как правило, накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собствен­ным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особеннос­тей воспринимающего человека,

В жизни восприятие окружающих предметов представляет собой ди­намический процесс. Человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ объекта вос­приятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном воспри­ятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводя­щей слышимый звук, и т. п.

Связаны акты человеческого восприятия также с анализом и син­тезированием впечатлений, получаемых от объекта, воспринимаемого при различной освещенности, удалении, под разными углами зрения, в различных положениях и условиях (туман, дождь, снег и т. д.). Наблю­датель получает при этом более правильное представление о его форме, цвете, размере, соотношении частей. На основе различных представле­ний от разных ракурсов восприятия все более ясным и точным делается синтетическое впечатление лучшего свидетеля, потерпевшего, подо­зреваемого и обвиняемого о наблюдаемом предмете.

Отметим, что, несмотря на то что физическое существование внеш­них объектов никак не связано с мозгом, свойства и отношения внеш­них объектов трансформируются в процессе восприятия благодаря тому, что в них участвуют основные психические процессы, содержанием которых являются эти свойства и отношения. Так, мысль раскрывается в признаках тех объектов, отношения между которыми она отражает, а эмоция — в терминах, обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают. Цвет, звуки, запахи, фор­мы предметов и явлений выступают в восприятии то с большей, то с меньшей силой — в зависимости от установок, внимания личности.

Внимание может быть специально направлено на восприятие отдельной стороны вещей и явлений и этим содействовать их тонкому различению, установка же облегчает восприятие объектов. Сложность формирования материалов показаний заключается и в том, что в акт восприятия включаются имеющиеся у субъектов ранее сложившиеся представления о предметах такого рода и накопленные знания о них.

Так, предметом допроса обычно являются обстоятельства, которые имели какое-либо отношение к событию преступления. Но из этого не следует, что материал будущих показаний воспринимается изолирован­но от тех предметов и событий, которые не относятся к предмету допроса. Если бы человек каждый раз пользовался только теми сиг­налами из внешнего мира, которые в данный момент получают его органы чувств, то вряд ли была бы возможна сознательная деятельность. Умение ориентироваться в том, что происходит вокруг, понимать назна­чение воспринимаемых объектов дает человеку его жизненный опыт, в основе которого лежит память. Восприятие человеком любого пред­мета представляет собой не просто приобретение чувственных данных зрительного, слухового или иного характера, а всегда связано с осмыс­ливанием, истолкованием увиденного, будет ли восприятие длительным или мгновенным. Проявление единства этих процессов П.М. Якобсон описывает так: «В ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолковывание увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно или в группе, сопоставления их с целым происходит выяснение соотношений между ними, усмотрение назначе­ния предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рас­смотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета дела­ются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами»*. Как правило, такими ориентирами могут выступать, характер движения, особенности звука, контур предмета и т. д. Обычно люди не осознают все звенья процесса восприятия, например, характер сопоставления частей воспринимаемого объекта, оценку продолжительности процесса восприятия, взвешивание тех или иных соображений, которые приходят в голову в ходе сопоставления, и т. д. Вследствие того что они тысячи раз видели подобные явления и предметы, их различные формы, цвета, контуры, размеры, длительности, процесс восприятия и истолкования может быть сокращенным и даже мгновенным. Осмысливание и истолкование происходит более развернуто и осознанно, как бы «выходит» наружу лишь в тех случаях, когда появляются затруднения и сомнения при восприятии. В этом случае воспринимающий мысленно, иногда даже вслух рассуждает о том, что видит. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным.

В настоящее время психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных прибо­ров и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показа­ний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юридическая психология может использовать положения инженерной психологии. В условиях нынешнего научно-техничного прогресса нередко приходит­ся допрашивать свидетелей, потерпевших, подозреваемого и обвиняемо­го об информации, полученной через новейшие средства связи. В послед­ние годы в производстве следственных органов возникают новые кате­гории уголовных дел, связанных с авиационными и железнодорожными катастрофами, работой скоростных машин и аппаратуры. В связи с этим следственным работникам необходимо знать, какие ошибки возможны в восприятии, переработке сигналов от приборов и технических устано­вок свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми.

Важное значение для успешного исследования показаний потерпев­ших и свидетелей имеет знание основных вопросов психологии этих показаний. Дача показаний органам дознания и расследования связана с различными сторонами психической деятельности человека. Чтобы человек мог дать показания, он, конечно, должен ранее наблюдать события, интересующие органы расследования. Воспринятое им должно оформиться, сложиться в его сознании, должно быть удержано им в памяти в течение более или менее длительного промежутка времени и, наконец, должно быть изложено следователю. В каждом из этих момен­тов процесса формирования показаний свидетелей и потерпевших в си­лу самых различных причин объективного и субъективного свойства возможны ошибки, которые, безусловно, могут отразиться на достовер­ности показаний в целом. Поэтому для лучшего изучения факторов, могущих оказать влияние на достоверность показаний, остановимся на них более детально.

Один из важнейших вопросов психологии — это проблема внимания, под которым понимается направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо определенном. Известно, что на каждого из нас в каждый данный момент действуют тысячи самых разнообразных раздражителей, вызывая зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения. Од­нако не все внешние раздражения, которые действуют на наши органы чувств, доходят до нашего сознания, запечатлеваются с одинаковой яркостью. В каждый данный момент мы отчетливо воспринимаем лишь сравнительно небольшое количество предметов. В связи с этим от­метим, что внимание к одному или нескольким предметам всегда есть вместе с тем, однако, невнимание ко всем остальным. В этом смысле психологи говорят, что в явлениях внимания обнаруживается избира­тельный характер сознания. Именно потому, что человек обращает внимание на одни объекты, он тем самым отвлекается от других. В прак­тической деятельности те внешние раздражения, которые не сосредота­чивают нашего внимания, или вовсе не доходят до нашего сознания, или доходят до него очень слабо, оставляют в нем совсем незначитель­ный и легко забывающийся след.

Отметим, что направленность внимания определяется и интересом, значением определенных, конкретных фактов для данного человека. Такую личность прежде всего интересует все то, что близко связано с деятельностью, к которой он в данный момент имеет отношение, работой, которую он выполняет. Следует отметить и зависимость качес­тва восприятия от состояния органов чувств человека. У разных людей различны острота и сила зрения или слуха, впечатлительность обоня­ния, вкуса и осязания, неодинакова способность различать цвета, лока­лизовать звук, определять время и пространство.

Естественно, что известного рода физические недостатки, в частности неполноценность зрения, слуха и т. п., могут препятствовать воспри­ятию тех или иных фактов либо существенно влиять на достоверность восприятия. Однако следует заметить, что лица, обладающие тем или иным недостатком органов чувств, весьма часто и не подозревают о сво­ем недостатке.

Восприятие всякого конкретного предмета — явление сложное. Дос­таточно сложным является восприятие человека: будущий участник следствия охватывает и осмысливает не только его целостный облик и отдельные «физические» качества. Здесь в этот процесс включается также истолкование присущих ему качеств: по особенностям речи, про­изношения, по облику и поведению делается суждение о национальнос­ти, возрасте, роде занятий, характере, свойственном ему эмоциональ­ном отношении к людям. Точность восприятия социальных качеств у каждого человека может быть различной и опять-таки зависит от жизненного опыта.

Содержащиеся в устной речи людей сведения воспринимаются также благодаря взаимодействию двигательных, слуховых и зрительных ощу­щений, но в отличие от ощущений простых физических звуков они в большей степени определяются деятельностью мышления и носят смысловой характер. На практике одним из непременных условий пра­вильного формирования показаний свидетеля, потерпевшего, подо­зреваемого и обвиняемого является понимание слова. Полное понима­ние достигается тогда, когда обе стороны: и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, имеют в виду одно и то же. Непонимание одним человеком другого может происходить по многим причинам. Это зависит не толь­ко от языкового барьера, но и от индивидуальных особенностей лица, как произносящего, так и воспринимающего речь. Первый может про­износить слова невнятно, не выговаривать некоторые звуки. Второй же может иметь пониженную слуховую восприимчивость или плохо вла­деть языком, на котором идет речь. Большое внимание на восприятие могут оказывать «предвзятые мысли», например заранее сложившееся представление о том, какой смысл имеют слова и поступки говоряще­го. Безусловно, сказанное относится не только к восприятию свиде­теля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого, но и к деятельнос­ти следователя, когда он слушает рассказ последних во время допроса.

Следует отметить, что в допроцессуальной стадии формирования по­казаний фактическое восприятие предметов, людей, явлений обуслав­ливается не только наличными периферическими раздражениями ор­ганов чувств, но и всем прошлым опытом воспринимаюшего. Конечно, это существенно, так как помогает разобраться в том, какие важные моменты «накладываются» на самый обычный процесс восприятия, которые могут не осознаваться самим свидетелем, потерпевшим, подо­зреваемым и обвиняемым. Мы считаем, что полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единст­вом ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания до­прашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализиро­вать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозрева­емым и обвиняемым.

В заключении этого параграфа следует отметить, что психика челове­ка развивается как результат его практического взаимодействия с внеш­ним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной пси­хологии теории деятельности, высшие психические процессы —ощуще­ние, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции — рассмат­риваются как особые формы действий.

_____________________________________________________________________________

* Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, М., 1957, с. 264.

< Попередня   Наступна >