Головна Російська юридична література Юридическая психология Юридическая психология § 3. Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых

§ 3. Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых

Юридическая психология - Юридическая психология
202

§ 3. Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых

Практика получения информации методом выведывания свидетель­ствует о том, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех здесь зависит от умения человека устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательные и бессознательные сферы психики. Такое воздействие оказывается с разными целями. Одна из них — побудить собеседника сообщить сведения, которыми он не хотел бы ни с кем делиться.

Общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующей нас информации, является теория бессознательного. Смысл выведывания информации заключается в том, чтобы, опираясь на общие закономерности психической деятельности субъекта нашего интереса, побудить его к передаче в той или иной форме работнику юридического труда информации. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, его необходимо побу­дить к неосознанной ее передаче.

Бессознательные психические явления для нормальной жизнедея­тельности организма являются прямой необходимостью. В этом прояв­ляется новая функция бессознательного: оно обеспечивает своеобраз­ную «разгрузку» сознания, что находит свое отражение в выработке так называемых защитных механизмов сознания. Смысл защитных меха­низмов заключается в том, что, они вытесняют или подавляют всю ту информацию, хранившуюся в сознании, которая мешает или проти­воречит деятельности и поведению человека в конкретной ситуации.

Грань между сознательным и бессознательным весьма условна. И.С. Кон отмечает, что «защитные механизмы призваны поддерживать известную целостность, устойчивость, идентичность индивидуального самосознания в условиях, когда кон

фликт различных установок ставит его под угрозу».

Если обратиться к психологической структуре личности, то в ее различных подструктурах можно найти немало элементов, являющихся бессознательными психическими явлениями. Скажем, основные эле­менты биологически обусловленных качеств — свойства темперамента, задатки, врожденные влечения и т. п., обычно не осознаются субъектом. Многим психическим процессам присуши элементы бессознательного. Устойчивые элементы профессионального и жизненного опыта, как правило, не осознаются субъектом. Это — автоматизированные навыки, умения и особенно привычки. Многие действия, совершаемые челове­ком многократно и имеющие жизненное значение, также остаются вне его сознания. Например, мы ежедневно по нескольку раз пользуемся ключом от квартиры, но осознаем лишь его прямое назначение, что же касается геометрической конфигурации ключа, то она не отражается в сознании, и мы обычно испытываем затруднение, когда просят нари­совать ключ.

Наконец, определенные черты характера, свойственные человеку, присущие ему способности также не всегда осознаются. Нередко для осознания этих черт субъекту нужны чрезвычайные обстоятельства (военное время, например), которые раскроют эти черты как элементы структуры личности. Иногда человек не осознает своих способностей, и они раскрываются по мере развития его самосознания, в процессе деятельности. Следовательно, бессознательные явления не есть область чего-то загадочного и таинственного; это обычные психические явле­ния, но не достигающие уровня сознания или самосознания.

Исходя из общих теоретических положений и практического опыта можно выделить два основных пути получения необходимой нам ин­формации. Первый — это побуждение субъекта к непроизвольной рече­вой репродукции (непроизвольным высказываниям) фактов, представ­ляющих интерес для работников юридического труда. Второй — побуж­дение интересующего нас лица к непроизвольным физическим или экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информа­цию. Первый способ можно условно назвать словесно-репродуктивным, а второй — моторно-репродуктивным.

Внутри названных способов можно выделить ряд конкретных при­емов, с помощью которых и осуществляется побуждение свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого к передаче информации работнику юридического труда.

1. Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти за­интересованного субъекта соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям. Например, чтобы выяснить, зна­комо ли подозреваемое лицо с фотографией, юрист-практик или его доверенное лицо берет с собой какие-либо фотопринадлежности (фото­аппарат, пленку, фотобумагу и т, п.), которые объективно могут послу­жить поводом к соответствующим высказываниям, разговору в целом. Вообще, следует сказать, что в качестве конкретных предметов, побуж­дающих потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого к непроиз­вольным высказываниям, могут быть использованы предметы, принад­лежащие связям проверяемого, потерпевшего и т. д., иные предметы, доступные для восприятия (экспонаты выставок и музеев, плакаты, объявления и т. д.).

Предмет, избранный для демонстрации, должен быть известен субъ­екту нашей заинтересованности. Демонстрация предмета должна быть естественной и оправдываться конкретной ситуацией. Действия и по­ступки сотрудника правоохранительных органов, демонстрирующего предмет, должны быть логически последовательными и экспрессивно обоснованными. Указанные условия направлены на то, чтобы скрыть сознательный характер демонстрации предмета и побудить субъекта нашей заинтересованности к соответствующим высказываниям.

Демонстрация предметов является простым приемом получения ин­формации.

2. Использование смежной темы разговора. Этот прием разговора дает возможность вести беседу целенаправленно, не прибегая к постановке прямых вопросов, в голове нужно держать не перечень возможностей, а самый способ ставить тему, то есть умение боковыми вопросами задавать главный вопрос и получать на него ответ.

Возможность репродукции образов под влиянием речевых воздей­ствий основывается на психофизиологическом явлении семантической генерализации. Сущность этого явления заключается в том, что прак­тически одинаковые реакции возникают у человека на все слова, ко­торые сходны по смыслу, то есть относятся к одной логической группе, и почти не зависят от их звучания или написания.

Тема разговора, используемая в качестве смежной, должна быть из­вестна субъекту нашей заинтересованности и иметь для него определен­ную личностную значимость. Она должна логически вытекать из кон­кретной ситуации. Действия и поступки сотрудника правоохранитель­ных органов, осуществляющего получение информации, должны быть психологически обоснованными и экспрессивно подтвержденными. Смежная тема не должна быть слишком близка к основному вопросу, подлежащему выведыванию, так как в противном случае она приобрета­ет характер плохо замаскированного прямого вопроса.

3. Постановка прямых, но достаточно мотивированных вопросов. Диа­пазон прямых вопросов, которые можно ставить перед субъектом нашей заинтересованности, весьма органичен.

Для успешного применения в юридической деятельности приема постановки прямых мотивированных вопросов необходимо соблюдать условия: 1) прямой вопрос должен относиться к теме, хорошо известной субъекту нашей заинтересованности; 2) работник юридической профес­сии и источник информации должны доверять друг другу; 3) прямой вопрос должен быть психологически обоснован и подтвержден опреде­ленными речевыми интонациями.

4. «Вызов» субъекта заинтересованности на соответствующую беседу путем формирования у него определенного психического состояния в процессе общения. Психофизиологически такие явления объясняются присущей людям так называемой эмоциональной реактивностью. Она характеризуется «инстинктивным реагированием на змоциогенный раз­дражитель. Возникающие подкорковые доминанты возбуждения по за­конам иррадиации охватывают почти весь организм и объективно меша­ют целенаправленной деятельности.

«Вызову» на беседу должно предшествовать формирование у субъекта определенной заинтересованности в общении. Он должен осущест­вляться с учетом профессиональных и индивидуальных особенностей источника информации, исходить из конкретной ситуации общения и формировать определенное психическое состояние у субъекта заин­тересованности. Методически очень важно, чтобы действия, вызываю­щие субъекта на беседу, были личностно для него значимыми.

5. Демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной де­ятельностью субъекта нашей заинтересованности. Данный прием успеш­но применяется в оперативной и следственной практике.

Условиями успешного практического использования этого приема являются: 1) демонстрируемые конкретные предметы должны быть действительно или вероятно связаны с преступной деятельностью субъекта;

2) субъект должен воспринять эти предметы в соответствующей ситуации; 3) наличие демонстрируемых предметов должно быть оправдано определенной жизненной ситуацией; 4) действия и поступки сотруд­ника правоохранительных органов, демонстрирующего предмет, долж­ны выражать его нейтральное отношение к этим предметам и быть соответствующим образом мотивированы; 5) необходимо тщательно фиксировать психические состояния субъекта и его выразительные дви­жения.

6. Создание кратковременных, неожиданных или психологически острых жизненных ситуаций. Такими ситуациями могут быть как естественно сложившиеся, так и искусственно созданные.

Условия успешного применения этого приема следующие: 1) создава­емые ситуации должны иметь для субъекта личностную значимость;

2) нужно выбрать такой момент для создания ситуации, чтобы субъект обязательно на нее среагировал; 3) поступки и действия лица, использу­ющего ситуацию, должны логически вытекать из нее и получать соот­ветствующее экспрессивное подтверждение; 4) необходимо тщательно фиксировать психические состояния и выразительные движения субъ­екта в ответ на созданную ситуацию.

7. Создание обстановки привычной деятельности. Условия, обеспечива­ющие успешность применения данного приема, состоят в следующем:

1) создаваемая обстановка привычной деятельности должна быть дей­ствительно привычной; 2) в этой обстановке субъект должен действо­вать; 3) поведение лица, использующего обстановку привычной дея­тельности, должно быть нейтральным и экспрессивно подтвержденным; 4) необходима фиксация результатов деятельности субъекта, его психи­ческих состояний и выразительных движений.

Важно подчеркнуть, что на практике использование тех или иных способов и приемов получения информации осуществляется, как пра­вило, комплексно: один прием дополняет другой и создает условие для применения третьего и т. д. Следует, однако, отметить, что психологи­ческие способы и приемы получения информации, равно как и любые другие способы и приемы, не являются универсальными, готовыми для всех случаев жизни. Эти приемы обычно не дают практического резуль­тата, когда нарушаются, не соблюдаются условия их применения, в ре­зультате чего субъект осознает, что у него выведывают определенную информацию.

Психологические приемы получения информации составляют один из элементов деятельности (в частности, ролевой) и базируются на закономерностях психической деятельности людей,

 

 

< Попередня   Наступна >