§ 8. Нормативизм Г. Кельзена

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Политико-правовое учение нормативизма своими корнями вос­ходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сло­жилось на основе принципов, выработанных в юридическом пози­тивизме, и представляет собой реакцию на распространение в со­временном западном правоведении социологических, психологичес­ких и новейших этико-философских концепций.

Родоначальником и крупнейшим представителем нормативи-стской школы был австрийский юрист Ганс Келъзен (1881—1973). Его теоретические взгляды окончательно сформировались в пери­од, последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии. В то время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался активной политической деятельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правитель­ства. По поручению К. Реннера', главы кабинета, Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 г., юридически оформившей образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями эта Конституция действует и в настоящее время). После аншлюса Австрии нацистской Германией ученый эмигрировал в США.

Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному пра­ву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марк­сизма. Самая известная его работа — "Чистая теория права" (в заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга выш­ла в 1934 г.).

Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из ко­торой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Совре­менные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридичес­кая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, как дока­зывают приверженцы соответствующих концепций, а специфичес­ки юридическим (нормативным) содержанием права.

При обосновании этой по

зиции Кельзен опирался на филосо­фию неокантианства, сторонники которой разграничили две облас­ти теоретических знаний — науки о сущем и науки о должном. К первой группе наук, согласно взглядам Кельзена, относятся есте­ственные науки, история, социология и другие дисциплины, изуча­ющие явления природы и общественной жизни с точки зрения при­чинно-следственных связей. Вторую группу — науки о должном — образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы соци­альной регламентации поведения людей. В науках о сущем глав­ным постулатом выступает принцип объективной причинности, в науках о должном — принцип вменения.

В соответствии с этим учением нормативисты призывали ос­вободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимство­ванных из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен, чистая теория "не отрицает того, что содержание любого позитив­ного юридического порядка, будь то право международное или на­циональное, обусловлено историческими, экономическими, мораль­ными и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном зна­чении".

Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной на­уки о праве и государстве. Согласно его воззрениям подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возмож­ность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. "Чи­стая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправдани­ем или критикой".

Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществ­ляемых в принудительном порядке (данное определение в концепции используется для отличия права от других нормативных сис­тем, таких, как религия и мораль).

По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних слу­чаях и запретив — в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции прину­ждения осуществляются централизованным путем, т. е. специально созданными органами власти. С образованием таких органов децен­трализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамка­ми государства — в области международных отношений. Современ­ное ему право Кельзен рассматривает как совокупность государ­ственных правопорядков и децентрализованного международного права.

В национальных правовых системах нормы согласованы между собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в виде пирамиды (среди последователей теоретика такое описание получило название ступенчатой концепции права). На вершине этой пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют "общие нормы", установленные в законодательном порядке или путем обы­чая. И, наконец, последнюю ступень составляют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административ­ными органами при решении конкретных дел. В изображении Кель-зена и его учеников внутригосударственное право выступает замк­нутой регулятивной системой, где каждая норма приобретает обя­зательность благодаря тому, что она соответствует норме более высокой ступени.

Источником единства правовой системы Кельзен называет ос­новную Норму — трансцендентально-логическое понятие ("мыслен­ное допущение"), которое дается нашим сознанием для обоснова­ния всего государственного правопорядка в целом. Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: "Дол­жно вести себя так, как предписывает конституция". Такое выска­зывание не содержит нормативных предписаний в собственном смыс­ле слова. Его назначение в том, чтобы придать нашим представлениям о легитимности существующего правопорядка логически завершен­ную форму. "Согласно основной норме государственного правопо­рядка эффективное правительство, которое на основании дейст­венной конституции создает действенные общие и индивидуальные нормы, есть легитимное правительство этого государства", — писал Кельзен.

Нормативистское учение существенно отличалось от предше­ствующих концепций формально-догматической юриспруденции.

Кельзен модифицировал юридический позитивизм, включив в него теоретические конструкции, выдвинутые представителями социо­логического правоведения и философии неокантианства.

С теоретиками социологической ориентации нормативистов сбли­жает трактовка права как эффективно действующего, динамичного правопорядка. В теории Кельзена понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государственной властью, но и процесс их реализации на практике. Весьма по­казательно, что применение общих норм судебными и администра­тивными органами было истолковано им как продолжение право­творческой деятельности государства, как создание индивидуаль­ных нормативных предписаний. "Применение права есть также и создание права", — указывал Кельзен. В этой части его доктрины методы юридического позитивизма сочетаются с принципами функ­ционального подхода к исследованию нормативных систем.

Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. Ар­гументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является государством право­вым. "Порядок Республики Советов следует понимать как правовой порядок точно так же, как порядок фашистской Италии или демо­кратической капиталистической Франции". Этот вывод резко конт­растировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернати­ва тоталитарным политическим режимам.

В противовес этим доктринам Кельзен делил государства на демократические и недемократические. Согласно его учению демо­кратия не сводится к утверждению законов большинством голосов и формально-юридическим способам решения социальных конфлик­тов. По своей сути демократия есть поиск компромисса, она пред­полагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства. "Движущим принципом всякой демократии в действи­тельности служит не экономическая свобода либерализма, как иногда утверждали (ибо демократия может быть как либеральной, так и социалистической), а, скорее, духовная свобода — свобода выска­зывать свое мнение, свобода совести и убеждений, принцип терпи­мости и, особенно, свобода науки", — утверждал Кельзен. В при­знании им идеи социалистической демократии сказалась его бли­зость к теоретикам австромарксизма.

В своих работах по международному праву Кельзен выдвинул проект установления мирового правопорядка на основе доброволь­ного подчинения суверенных государств органам международной юрисдикции. Он различал предписания международного права и его основную норму, разрабатывал мысль о том, что основные нормы и конституции государств необходимо привести в соответствие с демократическими принципами (основной нормой) международ­ного правопорядка.

Учение Кельзена оказало глубокое воздействие на теоретичес­кие представления и юридическую практику в странах Запада. Под влиянием нормативизма правоведы стали больше уделять внима­ния противоречиям в праве, формированию стройной системы за­конодательства. С концепциями нормативизма связано также ши­рокое распространение в современном мире идей верховенства меж­дународного права над законодательством государств, учреждение институтов конституционного контроля (создание специального орга­на конституционной юстиции впервые было предусмотрено в Кон­ституции Австрии 1920 г., которую отредактировал Кельзен).

Нормативизм шел навстречу запросам современной юридиче­ской науки, отвечал потребности в формализации права, вызван­ной развитием автоматизированных способов обработки норматив­ного материала.

< Попередня   Наступна >