§ 2. Т. Пейн о государстве и праве

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Томас Пейн (1737—1809) относится к числу наиболее радикаль­ных представителей демократической, политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение коло­ний (Пейн в 1774 г., т. е накануне начала Войны за независимость, переселился из Англии в Северную Америку), он первым среди них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отде­лении колоний от Англии и создании независимого государства. Он же в памфлете "Здравый смысл" (1776 г.) — наиболее известном его произведении — показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны обра­зовать колонисты, — "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости, основным ав­тором которой был Т. Джефферсон. Находясь во Франции во время начала революции там, Пейн приветствует ее и в 1791 г. публикует работу "Права человека", в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Как и многие другие представители естественно-правовой тео­рии того времени, Пейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе, "по праву его суще­ствования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу мысли. Этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.

С образованием общества и государства, которые Пейн разли­чал ("общество создается нашими потребностями, а правительст­во — нашими пороками... Первое — это защитник, второе — кара­тель"), люди передали часть своих естественных прав в "общий фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие чело­веку как члену общества. Это те права, которые человек не спосо­бен защитить своей властью. К ним Пейн относил и право соб­ственности — право приобретенное, а не естественное.

Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном состоянии не существовало частной собственности на землю — земля была "об­щей собственностью человеческого рода". Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате "не­доплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных. По природе все люди равны в своих правах, а деление на богатых и бедных есть следствие появления частной собственности.

Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выс­тупил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.

Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением лю­дей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами со­хранять справедливость в отношениях между собой. Целью госу­дарства является не умаление прирожденных прав человека, а их обеспечение. Уступая часть своих прав обществу, человек оставля­ет себе свободу мысли, совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другому. Государство создается людьми по об­щественному договору — единственно возможному способу обра­зования государства. Поэтому верховная власть в государстве дол­жна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного сувере­нитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничто­жать любую форму правления — о праве народа на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделе­ния колоний от Англии и образования собственного независимого государства.

Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (мо­нархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правле­ния — наследование или выборность. Пейн резко критиковал госу­дарственный строй Англии и дореволюционной Франции. Правле­ние, основанное на передаче власти по наследству, он называл "са­мым несправедливым и несовершенным из всех систем правле­ния". Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей на­родный суверенитет. Абсолютные монархии "являются позором для человеческой природы".

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Это "правле­ние, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных". Поскольку в основе такого управления лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, изби­раемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей.

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе. Так, в закрепле­нии в Конституции системы "сдержек и противовесов" он справед­ливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой не был согласен. Недостаток Конституции Пейн видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в шта­тах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок пол­номочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал кол­легиального. Возражал Пейн и против наделения президента пра­вом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само оп­ределять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию.

Политические взгляды Пейна выражали демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонис­тов, интересы наиболее широких слоев. Они оказали громадное воз­действие на ход и исход Войны за независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке про­тив испанского колониального господства и даже пересекли Атлан­тический океан и на родине Пейна, в Англии, позже способствова­ли формированию политической идеологии чартистского движе­ния с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегод­ных выборов в парламент.