2. Иные концепции международного права

Международное право - Международное право. Общая часть
102

2. Иные концепции международного права

Некоторые авторы пытаются расширить понятие международного права за счет включения в него, помимо норм, иных явлений. Например, в отечественной литературе (В.М. Шуршалов) была сделана попытка включить в сферу международного права правоотношения, которые на самом деле относятся к сфере реализации права. Сторонники расширения понятия международного права путем включения в него иных явлений ссылаются на необходимость деформализации права. В связи с этим нельзя не напомнить, что формализация права, его правотворческого и правоприменительного процессов представляет собой характерную черту права. Формализация - одно из условий эффективности международного права, а также немаловажная гарантия осуществления прав его субъектами. Поэтому "деформализация" закономерно ведет к снижению эффективности и действенности международного права. Следует признать, что нормы права нельзя отрывать от иных правовых явлений, с которыми они тесно взаимодействуют, но для обозначения всех правовых явлений в единстве существует такое понятие, как правовая система в широком смысле этого слова.

Значительное распространение, прежде всего в США, получила концепция правового реализма (М. Каплан, Н. Катценбах). Ее сторонники рассматривают международное право не как систему норм, а как процесс. Школа политически ориентированного подхода понимает международное право как процесс принятия властных решений (М. Макдугал, США) или даже как выводимые из фактов жизни нормативные ожидания (М. Ризман, США).

Несмотря на очевидный рост значения международного права в международных отношениях, не исчезают из литературы и открыто нигилистические концепции. Так, американский профессор А. д'Амато рассматривает право лишь как форму аргументации при попытках добиться от кого-либо определенного поведения.

Из сказанного видно, что отказ рассматривать международное право как систему норм ведет к международно-правовому нигилизму, т.е. к непризнанию за ним правового характера.

Известны концепции, ставящие под сомнение и такие основные критерии международного права, как его субъекты и объект регулирования. Ссылаясь на утверждение в международном праве прав человека, некоторые ученые включают в круг его субъектов физических и юридических лиц, а в его объект - отношения с участием этих субъектов и предлагают в связи с этим заменить международное право "транснациональным правом", "мировым правом", "глобальным правом". Включение в круг субъектов международного права корпораций обосновывается их значительной ролью в мировой экономике и политике.

Американский профессор М. Джейнис, например, сказал: "Негосударственные образования ныне содействуют формированию глобальной правовой системы. Представляется правильным и полезным восстановить название "право народов".

В соответствии с отмеченными концепциями международное право рассматривается как право, объединяющее все виды норм, регулирующих отношения, выходящие за пределы государства, включая отношения с участием физических и юридических лиц.

Вот, например, высказывание профессора Анны-Марии Слотер (США): международное право "включает все виды права, регулирующие деятельность, пересекающую территориальные границы или осуществляемую между этими границами... Существующие различия между видами права, например публичного и частного, внутреннего, транснационального и международного, несущественны". Между тем различия эти более чем существенны. У каждого вида права свой механизм действия. Игнорирование различий неизбежно ослабит взаимодействие различных видов права, которое сегодня приобретает первостепенное значение.

Общая черта упомянутых концепций состоит в том, что они основаны на непонимании роли объекта правового регулирования как важнейшего фактора, определяющего характерные черты и механизм действия определенного вида права. Различные виды общественных отношений механически объединяются и, соответственно, сливаются в неупорядоченный конгломерат норм, относящихся к различным правовым системам.

Подобные концепции носят схоластический характер и не воспринимаются практикой. Тем не менее они отражают определенную тенденцию в правовом регулировании международных связей, например активное подключение отраслей национального права к регулированию международных связей и их нарастающее взаимодействие с международным правом.

 

< Попередня   Наступна >