3. Доктрина

Международное право - Международное право. Общая часть
51

3. Доктрина

В рассматриваемый период доктрина международного права получила значительное развитие. Международное право начинают изучать в университетах. Оно привлекает к себе внимание философов. Идеи международного права пустили корни в общественном сознании.

Рост практического значения международного права потребовал разработки конкретных вопросов и более точного определения содержания его норм. В результате снизился удельный вес естественно-правового направления в доктрине и возросло влияние школы позитивного права. Особое место в ней заняли британские и американские юристы (Г. Уитон, Р. Филлимор, Дж. Кент, Дж. Мур и др.). Они в основном собирали материалы практики, не доказывая необходимость существования соответствующих норм и воздерживаясь от критического анализа. При этом изучалась и возводилась в право преимущественно практика собственных стран <*>. Национализм был в той или иной мере присущ юристам и других стран.

Доминирующим направлением стало смешанное, сочетающее естественно-правовой и позитивно-правовой подход. Практика содержала недостаточно материала. Поэтому даже крайние позитивисты вынуждены были искать иные источники для восполнения пробелов. Нормы выводили не только из практики, но и из "природы международного общества".

В практике государств нормы международного права утверждались с трудом. В результате получила развитие типичная для доктрины тенденция: желаемое выдавалось за действительное. Международное право описывали таким, каким оно должно было быть по мнению автора, что снижало ценность трудов как исторических свидетельств.

Довольно медленно происходило формирование понятия международного права как явления самостоятельного относительно национального права. В этом одна из причин появления концепции внешнего государственно

го права. Ее наиболее видным представителем был Г. Гегель, а в России - Н.А. Безобразов. Согласно этой концепции, государство само создает и отменяет правовые нормы, регулирующие его внешние связи. В целом концепция относится к категории нигилистических, т.е. отрицающих международное право как таковое.

Другой нигилистической концепцией была та, согласно которой международное право не имеет юридической силы и в лучшем случае его можно считать позитивной моралью. Нет механизма, подобного тому, что имеется у национального права, нет и права.

В связи с этим хотим обратить особое внимание на интересную мысль Ж.-Ж. Руссо. Он писал о противоречии устройства человечества, которое он видел в том, что каждый человек подчиняется законам общества; народы же пользуются естественной свободой, что чревато самыми негативными последствиями. "Что же касается того, что обычно называют правом народов, то ясно, что его нормы при отсутствии наказания за их нарушение, суть химеры...". Единственный выход Ж.-Ж.Руссо видел в создании конфедерации европейских государств.

Во второй половине XIX в. получает распространение концепция реализма, которая довольно влиятельна и в наши дни в ряде стран. Единственным законом международной жизни ее сторонники считали силу. Видный немецкий юрист Р. Иеринг утверждал, что "право - это политика силы". Его последователи юристы-международники других стран подтверждали, что право без силы - мечта .

Все эти концепции имели основу в реальной жизни. Те, что отстаивали юридический характер международного права, отражали потребность международных отношений в правовом регулировании. Нигилисты отражали господство силы и неразвитость механизма действия международного права. Характерно, что нигилистические концепции не получили распространения в литературе. Зато среди юристов-практиков и дипломатов такого рода концепции были распространены. В целом доктрина сыграла существенную роль в становлении международного права, в признании за ним юридической силы.

С расширением участия России в международной жизни в стране начинает изучаться международное право. Оно привлекало внимание не только юристов. Из трудов А.Н. Радищева видно, что в его время о международном праве немало пишут, часто на него ссылаются. Но когда между народами возникает вражда, "судия их есть меч".

Первым фундаментальным произведением был труд В.Ф. Малиновского (1765 - 1814 гг.) "Рассуждение о мире и войне". В нем есть раздел "Общенародные законы", в котором говорится, что народы, подобно подданным одной державы, должны сообразовываться с непременными правилами. Предлагалось создать общий союз Европы со своими законами и с органом контроля за их соблюдением государствами.

В начале XIX в. открывается ряд новых университетов (в Петербурге, Харькове, Казани, Киеве и др.), в которых преподается международное право. Публикуется довольно много работ по международно-правовым вопросам. В 1873 г. профессор Московского университета М.Н. Капустин издал "Краткий курс международного права", в котором излагалась система международного права. Автором более 200 работ был его коллега по университету граф Л.А. Камаровский. Подлинным источником международного права он считал правосознание наиболее образованной части общества. На этой основе он и предложил кодифицировать международное право.

Особо отметим уже не раз упоминавшегося профессора Петербургского университета Ф.Ф. Мартенса. Его главный труд - "Современное международное право цивилизованных народов" в двух томах. С 1882 г. он выдержал несколько изданий в России и переведен на языки многих стран мира. После этого труда некоторые современные работы читать неинтересно. Ф.Ф. Мартенс исходил из того, что в основе всех правовых отношений лежит сама жизнь. Международное право только тогда обретет прочный фундамент, "когда естественные и исторические законы развития народов будут выяснены". Серьезное значение придавалось таким факторам, как мораль, справедливость, которые должны лежать в основе международного права.

Особого внимания заслуживает подход к правовому регулированию как к разновидности управления. В международном управлении Ф.Ф. Мартенс различал две стороны:

- управление внешними сношениями государства с помощью законодательной, административной и судебной властей;

- управление международными отношениями совместными усилиями государств.

Ощутимый вклад в развитие доктрины международного права внесли ученые Харьковского университета. Используя исторический подход, профессор Д.И. Каченовский обосновал перспективы развития ряда институтов международного права. Особое внимание было уделено кодификации. В 1859 г. Д.И. Каченовский выступил с докладом в Лондонском юридическом обществе, где обосновал необходимость интернационального объединения усилий ученых для кодификации международного права. Инициатива увенчалась успехом. В 1873 г. был учрежден Институт международного права с участием ученых многих стран, который действует и поныне.

В 1875 г. в Харькове издается фундаментальный труд профессора А.Н. Стоянова "Очерки истории и догматики международного права". В 1892 г. профессор В.П. Даневский публикует "Пособие по истории и системе международного права". Задача международного права видится ему в правильном сочетании суверенитета с международно-правовым общением. Автор доказывал несовместимость с международным правом проектов создания надгосударственной власти.

Видные юристы-международники работали в Киевском университете. Среди них наиболее крупной фигурой был, пожалуй, В.А. Незабитовский, занявший кафедру международного права в 1853 г. и остававшийся на ней в течение 30 лет. Особенно основательно им разработана проблема международно-правовой субъектности государства. В.Э. Грабарь писал о нем: "Ученый, по дарованиям своим не имеющий равного среди русских международников".

Можно заключить, что в целом доктрина международного права в России находилась на общеевропейском уровне. Ее представители внесли ощутимый вклад в подготовку специалистов в области международного права и в формирование правосознания.

--------------------------------

<*> Выпущенный в 1922 г. классический курс американского ученого Ч.Ч. Хайда назывался "Международное право: его понимание и применение Соединенными Штатами Америки" (русский перевод - М., 1950).

< Попередня   Наступна >