Глава IV. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА // § 1. Система и структура международного права
Международное право - Международное право. Общая часть |
Глава IV. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
§ 1. Система и структура международного права
Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).
Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.
Система международного права - это не только сложное, но и сравнительно новое явление, находящееся в процессе становления, которое еще мало изучено. В отечественной доктрине ему уделили наибольшее внимание Д.Б. Левин, Г.И. Тункин, Д.И. Фельдман, Е.Т. Усенко. Все они исходили из того, что общепризнанной системы международного права не существует.
Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимается внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это внутренняя форма системы, определенная упорядоченность ее частей. Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От характера связей зависит характер системы в целом.
Таким образом, система международного права опирается на комплекс целей и принципов, обладает характерной для нее структурой, определенными методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с присущими ей закономерностями. Существование этой системы объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в состоянии выполнять свои ф
То обстоятельство, что система международного права - сравнительно новое явление, не раз констатировалось в доктрине, например, известным юристом из Финляндии Э. Кастреном. В прошлом существовали разрозненные комплексы норм, регулировавшие либо локальные отношения (союзные договоры), либо общие отношения, обеспечивая в них элементарные правила (дипломатические привилегии). Общих целей и принципов, определяющих характер взаимодействия, международное право не содержало, относилось одинаково к целям мира и целям войны. Критерием была практика прежде всего великих держав. Международное право было беспредельно диспозитивным. Два или несколько государств могли в своих взаимоотношениях отменить действие практически любой международно-правовой нормы.
Современное международное право определило основные цели взаимодействия государств, а тем самым и международно-правового регулирования. В результате оно стало определять не только формы, но и содержание взаимодействия государств.
Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное право перестало быть только диспозитивным, появился комплекс императивных норм (jus cogens), т.е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию.
Появился еще один признак системы - иерархия норм, установление их соподчиненности. Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в международном праве усиливается регулирование процессов создания и имплементации норм. Постепенно формируется международное процессуальное право, что является признаком зрелости правовой системы <*>.
Первичный элемент системы международного права - норма. Она является моделью определенного международного отношения, система же международного права - нормативная модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения их к своему содержанию.
Система может быть регулятором отношений, потому что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в противоречии. Для такого чрезвычайно многообразного явления, как международное право, это задача не из легких.
Таким образом, объединение норм в систему международного права обусловило появление их новых качеств. Благодаря этому разноплановые нормы способны регулировать международные отношения системно, обеспечивая дифференцированное и вместе с тем единое воздействие.
Для международного права характерны процессы дифференциации и интеграции одновременно. Возникают все новые области сотрудничества и, соответственно, новые отрасли международного права. С другой стороны, различные отрасли теснее взаимосвязываются в системе.
Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные международно-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств. Огромное количество норм регулирует двусторонние отношения. Региональные и двусторонние нормы должны соответствовать общему международному праву, в совокупности они образуют глобальную международно-правовую систему.
Сегодня в доктрине не существует какой-либо общепризнанной системы международного права. Каждый автор обосновывает собственную точку зрения. Наши взгляды на систему отражены в системе построения настоящего учебника. При этом была учтена система, принятая Комиссией международного права ООН при определении своей долговременной программы. Заметим, что система учебника и система международного права далеко не одно и то же. Многих разделов, необходимых для учебника, например таких как понятие, природа, история международного права и др., нет в системе международного права. Кроме того, в интересах цельности изложения в учебнике международно-правовые нормы анализируются наряду с нормами внутреннего права, например в разделах о государственных органах внешних сношений, о правах человека, о территории и т.д. В результате система учебника и система международного права не могут совпадать. Тем не менее максимальное приближение первой ко второй весьма желательно.
--------------------------------
<*> См.: Пушмин Э.А. Международный юридический процесс и международное право. Кемерово, 1980; Limpert M. Verfahren und Volkerrecht. Berlin, 1985.
< Попередня Наступна >