§ 3. Международно-правовые цели
Международное право - Международное право. Общая часть |
§ 3. Международно-правовые цели
Международно-правовая цель - это модель желаемого состояния в будущем, которую субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей юридическую силу.
Цели занимают важное место в системе международного права. Они являются системообразующим и системоорганизующим фактором. Действуя как элемент системы, цели предполагают наличие принципов и норм, следование которым ведет к цели, а также средств контроля за соответствием норм и поведения целям. В международном праве цели приобрели особое значение, по-новому решается проблема соотношения целей и средств их достижения не только в праве, но и, что особенно важно, в политике.
В отношении целей принципы и нормы являются средствами их достижения. Достижение оптимального соотношения целей и средств - одна из основных задач теории и практики международно-правового регулирования. Цель во многом определяет характер средств. Однако это ни в коей мере не подтверждает того, будто цель оправдывает средства. Последние должны быть адекватны первой. Выбор же средств определяется принципами.
Согласование целей - коренная проблема мировой политики, международного права. По существу, весь механизм политико-правового взаимодействия государств представляет собой комплекс согласования целей. Успех в этом деле во многом зависит от правильного понимания каждым государством своих национальных и интернациональных целей, их соотношения. Задача активной координации целей и достижения на этой основе согласия по все более широкому кругу общих целей выдвинулась на первый план в решении стоящих перед международным сообществом глобальных проблем.
Генеральной социально-политической целью международного права является обеспечение нормального функционирования существующей системы международных отн
Сформулировав цели всемирной организации, Устав ООН тем самым определил и основные цели международного права:
- поддерживать мир и безопасность;
- развивать дружественные отношения;
- осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам;
- создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.
Значение последней цели, заключающейся в обеспечении международной законности, для реализации остальных целей не раз подчеркивалось руководителями государств.
Перечисленные цели являются основными. Они занимают центральное место в иерархии целей международного права. Им должны соответствовать цели отраслей, институтов и отдельных актов. Конкретные цели призваны служить осуществлению общих.
Динамизм международной жизни обусловил положение, при котором усиление регулирующего действия происходит не только за счет роста числа детальных норм, но и путем определения целей и сфер ответственности субъектов. На этой основе получил распространение метод программно-целевого регулирования. Как уже говорилось, в этих целях используются неправовые акты - программы. Растет удельный вес программно-целевых положений и в правовых актах - договорах. Встречаются даже такие договоры, все содержание которых сводится к координации целей. Таким путем закрепляется согласованная политика сторон в определенной области. Нередко при этом оговаривается, что целевые установки возлагают на участников определенные обязательства.
Такого рода положение содержится, например, в Конвенции о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы 1979 г. Конвенция показательна и в другом отношении. С помощью целевого метода она решает задачу регулирования отношений, субъектами которых являются не государства, а юридические лица национального права. Многие из затронутых данной Конвенцией вопросов относятся к компетенции учебных заведений.
Активное использование целевого метода с помощью неправовых актов породило идею директивного права (droit directif). Думается, что этот термин может носить лишь условный характер, как и термин "мягкое право". Будучи воплощенными в неправовом акте, цели не обладают юридической силой. Политические акты способны оказывать влияние на цели международного права, но, чтобы обрести юридическую силу, они должны получить признание со стороны государств именно в качестве целей международного права.
Возрастающая роль целей международного права привлекла внимание ученых. Г.И. Тункин писал, что "содержание нормы права складывается из правила поведения и цели" <*>. И. Генов подчеркивает, что цели "обладают большим потенциалом и стимулирующим действием в регулировании международных отношений" <**>. Указывалось также на юридически обязательную силу целей, сформулированных в международно-правовом акте (Г.В. Игнатенко, Г.И. Курдюков). Считают, что цель порождает права и обязанности (В.А. Василенко, Н.Н. Ульянова). Это подтверждается и практикой. В договорах нередко можно встретить положения, которые специально оговаривают обязанность участников обеспечить достижение целей договора.
В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, 1994 г. говорится: "Стороны предпринимают любые общие или специальные меры, необходимые для выполнения их обязательств по настоящему Соглашению. Они следят за тем, чтобы цели, закрепленные в Соглашении, были достигнуты". Из этого видно, что достижение целей рассматривается как международно-правовое обязательство участников Соглашения.
Значение целей довольно высоко оценивают руководители внешнеполитических ведомств, а также судьи Международного Суда ООН.
О росте практического значения целей свидетельствует и тот факт, что в международных договорах им уделяется большое внимание, расширяются посвященные им преамбулы. Порой они закрепляются и в статьях центральной части договора. Показательна практика официальных протестов правительств против нарушения целей, сформулированных в преамбуле и статьях договора.
Будучи нормой общего характера, цель обладает спецификой. В отличие от конкретной нормы цель может достигаться в большей или меньшей степени. Отсюда вытекает значение международного стандарта достижения цели.
Целям принадлежит важная роль как в правотворческом, так и в правоосуществительном процессе. Нормы создаются с учетом целей международного права, которые носят императивный характер и не допускают отклонения от них по соглашению отдельных субъектов. Поэтому и осуществление конкретных норм и актов должно проходить в соответствии с целями международного права. Пользование правами вопреки целям международного права является одним из признаков злоупотребления правом.
Цели договора служат критерием законности мер по его реализации. Согласно ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров, договор должен толковаться, а следовательно, и осуществляться в свете его целей. Собственно говоря, осуществление нормы есть достижение поставленной перед ней цели.
О значении целей говорит общее для договорной практики положение, согласно которому к договору могут присоединяться лишь государства, разделяющие его цели. О том же свидетельствуют и постановления договоров, гласящие, что каждая сторона соглашается принять меры, необходимые для достижения целей договора.
В договорах встречаются постановления, распространяющие действие целей и на отношения с третьими странами. Следовательно, цели обладают способностью осуществлять общее регулирование отношений, выходящих за сферу действия договора (отношения с участием юридических лиц), а также отношений участников с третьими странами.
С помощью целей может расширяться не только субъектная, но и предметная сфера действия договора. Соглашения порой предусматривают возможность проведения мероприятий, не предусмотренных ими, при условии, что они соответствуют целям соглашения. В таких случаях цели выступают если не единственным, то по крайней мере главным критерием правомерности действий, не предусмотренных договором.
Цели играют важную роль в определении эффективности международного права. Целесообразность означает признак деятельности, отражающей ее соответствие поставленной цели. Эффективность определяется тем, в какой мере достигнутое отвечает поставленной цели. Поэтому основной вопрос как теории, так и практики состоит в том, насколько международное право обеспечивает достижение целей, ради которых оно существует. И, соответственно, каким образом надлежит изменить его, с тем чтобы оно более успешно служило достижению поставленных перед ним целей.
--------------------------------
<*> Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 226.
<**> Генов И. Международгого право и съвремените международни отношения. С. 139.
< Попередня Наступна >