§ 9. Принцип равноправия и самоопределения народов
Международное право - Международное право. Общая часть |
§ 9. Принцип равноправия и самоопределения народов
Особенность принципа самоопределения состоит в том, что он, как и принцип уважения прав человека, посвящен правам не государства, а иных образований - народа, нации. Пакты о правах человека закрепили связь права народа на самоопределение с правами человека (ст. 1). В результате в международном праве закреплены права тех, кто не является субъектом международного права, а на государства возложена обязанность уважать и обеспечивать их права.
Принцип самоопределения сыграл важную роль в истории, помог освободиться от колониальной зависимости десяткам народов. Вместе с тем многовековой опыт говорит о том, что национальный эгоизм принес бесчисленные беды. Сегодня во многих странах полыхают вооруженные конфликты на национальной, этнической, религиозной почве. Многочисленные случаи злоупотребления принципом самоопределения, а также недостаточная определенность некоторых его аспектов породили скептицизм в отношении этого принципа, в том числе и среди юристов из развивающихся стран . Поэтому столь важно выяснить содержание этого особенно сложного принципа.
Включенный в Устав ООН по инициативе СССР принцип самоопределения с самого начала связывался с сотрудничеством и всеобщим миром. В качестве одной из целей указано: "Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира" (ч. 2 ст. 1).
В наше время проблема субъекта права на самоопределение приобрела большое значение. Законное стремление национальных, этнических, религиозных общин сохранить свою идентичность используется в целях разрушения единства народа, нации, государства. При этом грубо и в массовом порядке нарушаются права человека. Подобные действия обращают исто
В практике ООН принцип самоопределения, включающий право на создание независимого государства, понимается как право колониальных народов на независимость от метрополий. Такое понимание было закреплено Декларацией о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. Правом на самоопределение обладают также народы, находящиеся под иностранной оккупацией или под гнетом расистских режимов. В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. говорится о праве "на самоопределение народов, которые остаются под колониальным господством и иностранной оккупацией".
Современный мировой порядок мыслим лишь как система организованных в государства народов. Субъектом права на самоопределение является именно народ, нация, а не любая социальная, этническая или религиозная общность. Касаясь этого вопроса, Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос Гали говорил: "Нация не является племенем: в реальности одно противоположно другому. Нация - это обязательно выход за рамки базовых обществ, это объединение нескольких из них... Задача нации как раз и заключается в том, чтобы преобразовать примитивные антагонизмы и создать пространство солидарности, благодаря чему она и является очень современным понятием, которое мы находим в Уставе Организации Объединенных Наций".
Следовательно, правом на самоопределение обладает народ, нация, т.е. достаточно крупная и целостная общность. Этнические, религиозные, языковые меньшинства обладают правом на культурную автономию, на уважение их интересов в рамках демократического государства. Соответствующие права меньшинств закреплены международным правом. Вместе с тем меньшинства несут и определенные обязанности в отношении государства, в котором они находятся. В демократических государствах в рамках законности должны действовать и политические меньшинства. Порождаемые ими вооруженные конфликты, будь то гражданские войны или революции, влекут за собой массовые нарушения прав человека и создают угрозу миру.
Подтвердив право народов на самоопределение, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам одновременно подчеркнула, что "всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций". Как видим, возможность злоупотребления принципом самоопределения была ограничена принципом территориальной целостности. Значение связи двух принципов подчеркивалось и новыми независимыми государствами <*>. Эта связь нашла отражение в практике Международного Суда <**>.
Декларация о принципах международного права 1970 г. подтвердила отмеченные положения Декларации 1960 г. При этом она выделила связь принципа самоопределения с принципом территориальной целостности. Воспроизведено соответствующее положение Декларации 1960 г., но при этом сделано весьма существенное уточнение. При осуществлении принципа самоопределения принимается во внимание территориальная целостность не любых суверенных государств, а лишь "действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов... и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи".
Следовательно, в демократических государствах, отвечающих приведенным выше критериям, право на самоопределение должно осуществляться демократическим путем, в рамках закона. Такое понимание принципа широко признано. Комиссия ООН по правам человека отрицает, что принцип самоопределения включает право на разрушение демократического государства путем отделения от него. Аналогичную позицию занимают и другие международные органы, а также многие авторитетные ученые в области международного права.
Принцип самоопределения связан не только с принципом территориальной целостности, но и с другими принципами международного права, в первую очередь с принципом уважения прав человека. Этот момент нашел выражение и в практике Конституционного Суда РФ. Суд исходит из того, что международное право, "не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, требует при этом соблюдения принципа территориальной целостности и прав человека".
В доктрине и практике принцип самоопределения зачастую понимается как принцип одноразового действия, как право избрать форму своего государственного существования. Однако из содержания принципа следует, что речь идет о постоянно действующем праве народа свободно определять свой политический статус. Главная цель права на самоопределение состоит в обеспечении народу возможности демократическим путем, без вмешательства извне определять характер общества и государства, основные направления его внутренней и внешней политики.
Сказанное нашло отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. В нем говорится о принципе равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой. В соответствии с этим принципом "все народы имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие". Таково современное понимание принципа самоопределения во взаимоотношениях демократических государств.
--------------------------------
<*> См., напр.: Резолюция Организации африканского единства о нерушимости границ // Organization of African Unity. QGN/Res. 16(1). 1964.
<**> См., напр.: Консультативное заключение по делу о Западной Сахаре // ICJ. Reports. 1975. Paras. 54 - 59.
< Попередня Наступна >