§ 2. Содержание процесса реализации норм

Международное право - Международное право
105

§ 2. Содержание процесса реализации норм

Поскольку норма международного права существует и дей­ствует в системе норм, реализация всегда предполагает осуще­ствление определенной совокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общим целям — норм договора (или иного акта), института, отрасли и права в целом.

Реализация представляет собой процесс, когда соответст­вующие субъекты, которым адресована норма, действуют в со­гласии с ее положениями.

Нередко требуются дополнительные правовые и (или) ор­ганизационные меры со стороны государств для своевременно­го, всестороннего и полного осуществления норм международ­ного права.

Процесс реализации международного права в целом, т. е. с учетом тех особенностей, которые присущи реализации отдель­ных договоров (иных международно-правовых актов) и норм, включает два вида деятельности:

1) непосредственную фактическую деятельность (соответ­ствующую требованиям норм) по достижению социально зна­чимого результата (например, перемещение ракет, пусковых установок, оборудования из районов развертывания и их лик­видация в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.). В результате такой деятельности субъекты достигают определенного состояния, приобретения, сохранения или унич­тожения предмета;

2) правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно представляет собой деятельность определен­ных органов с целью создания правовой базы для осуществле­ния фактической деятельности, соответствующей нормам меж­дународного права, в том числе в тех случаях, когда в этой деятельности необходимо "навести порядок", т. е. если обнару­жится нарушение (несоответствие деятельности нормам или отказ от такой де

ятельности) либо угроза нарушения. Правовое и организационное обеспечение включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранитель­ную) деятельность и ее результатом является правовой акт — нормативный или иной (например, в ст. 24 Договора между Рос­сией и Францией от 7 февраля 1992 г. говорится, что "Россий­ская Федерация и Французская Республика будут заключать по мере надобности отдельные соглашения и договоренности в целях реализации положений настоящего Договора").

Следует отметить, что и правовая деятельность может быть непосредственной фактической реализацией, поскольку неко­торые нормы обязывают государства принять правовые акты в целях реализации (как, например, приведенное положение ст. 24 Договора России и Франции; нормы, обязывающие при­нять внутригосударственные законодательные и администра­тивные меры в целях реализации международно-правовых норм; нормы, обязывающие государства привлекать к ответственно­сти нарушителей норм международного права по своим зако­нам и др.).

Правовые акты в этом случае не самоцель. Здесь реализа­ция одних норм (провообеспечительных) необходима для реа­лизации других (регулятивных), и это не отрицает, а, наоборот, доказывает существование "разделения труда" между участ­никами процесса реализации международного права.

Такое "разделение" присуще процессу реализации неза­висимо от того, в какой сфере общественных отношений он про­исходит — в международной или внутригосударственной.

Помимо правовой базы для реализации необходима струк­тура органов, ей соответствующая и ее создающая (организа­ционно-правовой механизм, институционный механизм).

В документе Концепция Федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденном Указом Президента Россий­ской Федерации от 17 января 1997 г., говорится, что ее основная цель (социально значимый результат) — это "комплексное ре­шение проблемы изучения, освоения и эффективного исполь­зования Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения безопасности страны".

Она может быть достигнута в результате различной дея­тельности органов, организаций, учреждений, предприятий и лиц. На одно из первых мест (особенно на начальном этапе реа­лизации программы) поставлена задача правового обеспечения деятельности в Мировом океане. Основное внимание должно быть сосредоточено прежде всего на проблеме реализации прав Российской Федерации в Мировом океане путем создания соот­ветствующей правовой базы.

Стратегическая линия Российской Федерации в отноше­нии Мирового океана должна базироваться на законодательст­ве, обеспечивающем необходимую правовую базу для реализа­ции прав и обязанностей России в своих внутренних водах, тер­риториальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, а также в районах за пределами на­циональной юрисдикции.

Правовая деятельность обеспечит возможность осуществ­ления непосредственной фактической деятельности непосред­ственно в Мировом океане соответствующим субъектам. Основ­ными субъектами морской деятельности в России являются: «морехозяйственный комплекс, включающий в себя промыш­ленное рыболовство, торговое судоходство, добычу с морского дна полезных ископаемых и другие виды хозяйственного ис­пользования океана»; научно-технический комплекс; Военно-Морской Флот, Федеральная пограничная служба, Министер­ство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий; население, проживающее на побережье аркти­ческих и тихоокеанских морей.

Очевидно, что деятельность перечисленных субъектов в Мировом океане отличается от деятельности законодатель­ных, исполнительных, контрольных и правоприменительных ор­ганов.

Реализация норм международного права основывается пре­жде всего на таких принципах, как суверенное равенство, не­вмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров, сотрудничество государств. Особое значение для про­цесса реализации норм имеет принцип добросовестного выпол­нения международных обязательств (pacta sunt servanda). Прин­цип распространяет свое действие на все нормы, независимо от функций, назначения, формы выражения. Каждое государство обязано добросовестно осуществлять свою деятельность, что предполагает возможность максимального приближения и в конечном счете достижения результата, на который рассчиты­вали создатели норм.

Принцип обязателен не только во взаимоотношениях меж­ду государствами, но распространяется также на сферу внут­ригосударственных отношений по реализации норм междуна­родного права. Государства должны обеспечить согласование их законов и практики с обязательствами по международному праву. В коллизионных ситуациях применению подлежат нор­мы международного права.

Реализация норм международного права — проблема не только сугубо юридическая, но также социальная и политиче­ская. Задача международного права — закрепление в юридиче­ской форме и обеспечение функционирования определенной системы отношений. Поэтому эффективность международного права и его норм зависит в конечном счете от наличия соответ­ствующих политических, социальных, экономических и других предпосылок — от состояния самих международных отноше­ний и внутригосударственного правопорядка.

Вместе с тем немалые потенциальные возможности в уси­лении регулирующего воздействия таятся в самом междуна­родном праве. Очевидна потребность постоянного развития и совершенствования механизма реализации (имплементации) норм международного права, специфических правовых и орга­низационно-правовых средств обеспечения их выполнения.

Механизм реализации норм международного права пред­ставляет собой совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уров­нях, с целью реализации норм.

Он включает совокупность правовых актов и структуру органов, их принимающих.

Таким образом, реализация в правовом смысле — это правообеспечение (если еще точнее, правообеспечительное правотворчество и прежде всего, конечно, правообеспечительное нор­мотворчество).

 

< Попередня   Наступна >