6. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ
История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран |
Объединение во II тысячелетии до н. э. иньских племен было обусловлено необходимостью — коллективно осуществлять производство, восстанавливать земли после разлива рек, защищаться от нашествий. Обожествление правителя — вана, присуждение ему верховной собственности на землю способствовало централизации власти. Так началась Эпоха Инь, или Шан. В этот период имело место сословно-кастовое разделение:
Родовая аристократия — правители, их родственники и руководители родовых объединений;
Свободные крестьяне — общинники, '/9часть земли обрабатывали всей общиной, чтобы выплатить ренту-налог правителю;
Рабы, служащие знатным людям.
Захват чжоусскими племенами государства Инь в XII в. до н. э. приводит сначала к централизации власти, а затем к раздробленности, когда власть вана стала ограничиваться только пределами его землевладения — домена, что наблюдалось уже в VIII в. до н. э. Помимо перечисленных каст эпохи Инь появляется сословие чиновников, «кормившихся» также с определенных общин. Постепенно власть правителя и его чиновников стала носить наследственный характер. Ван приобретает титул «сына Неба» И является первосвященником. Налог-рента заменяется натуральным налогом (продуктами) соответственно земельному участку, обрабатываемому отдельной семьей. Царским хозяйством управлял цзай, а особо важные и секретные поручения доверялись Шаньфу — стольнику. Для контроля в государстве в уделы направлялись Чжухоу.
Ve. До н. э. Ознаменован возникновением конфуцианства, объединением мелких государств в империю, ростом экономики с приходом в производство и сельское хозяйство железных орудий труда. Уже к 221 г. до н. э. завершается объединение китайских земель, наступает царство Цинь, основанное на прочной государственной собственности на землю. Укрепляется аппарат чиновников, которых насчитывалось 20 рангов, получавших заработную плату: часть — деньгами, часть — зерном. Император был олицетворением божественной власти — д
Несмотря на бюрократический контроль, в Древнем Китае сохранилась община как обособленная структура. Руководители — «отцы-старейшины» принимали все необходимые меры для сохранения общинной земли. Определенной степенью независимости обладали и города, во главе которых стоял совет старейшин — саньлао. Армия древнекитайского государства формировалась в основном за счет полупрофессионалов (23—56 лет), размещенных в военных поселениях. Помимо оборонных функций обязанностью армейцев был и розыск преступников.
< Попередня Наступна >