30. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ V АРАБОВ. ХАЛИФАТ
История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран |
Особенности становления арабского государства заключаются в его религиозной окраске. С появлением
Новой религии — ислама определилось единство светской и религиозной власти, любое неповиновение ей каралось с особой жестокостью. Основатель религии Мухаммед, записавший откровения Аллаха в Коране, впоследствии возглавил объединение арабов, так как согласно преданию он явился посланником Аллаха на земле. Окружив себя сподвижниками — четырьмя халифами, Мухаммед в результате военных походов в VII! в. объединяет Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию, Оформленное государство получило название Арабский халифат. Его дальнейшее развитие можно разделить на два этапа: правление Омейядов и правление Аббаесидов.
В средневековом государстве Арабском халифате не было явных разграничений между гражданами по статусу, сфере деятельности. Крестьянство выплачивало земельную ренту в казну государства. Рабский труд применялся на особо тяжелых работах. Единственным серьезным отличием в правовом положении той или иной личности стало его происхождение. Тогда и сложилось понятие «истинный мусульманин». Немусульмане назывались зиммиями. Однако процесс расселения арабов и принятия мусульманства шел достаточно быстро.
В начале халиф избирался представителями арабской знати, но со временем руководство государством стало передаваться по наследству. В управлении государством участвовали следующие лица:
| визирь —доверенное лицо халифа, осуществляющий управление халифатом по воле государя;
Диваны— чиновничий аппарат, контролирующий различные сферы деятельности;
Эмир — осуществлял управление в рамках одной административно-территориальной единицы; .
Наибы — помощники эмира, выполнявшие административные и полицейские функции;
Шейх — глава мусульманской религиозной общины, занимавший государственный пост;
Кади — представители духовенства, осуществляющие судебную власть.
Си