Япония. Эпоха сёгуната

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

В середине VII В, китайская модель администрации была скопи­рована в Японии. Ее две столицы Нара (710) и Киото (794) явились копиями столицы танского Китая — Шанхая. Из Китая был заимст­вован и буддизм.

В XII Столетии прежняя административная структура была разру­шена в ходе углубляющейся феодализации общества и борьбы враж­дующих княжеских кланов, которая закончилась только к началу XVII В., с приходом к власти дома Токугава, использовавшего систе­му военно-бюрократического правления во главе с сегуном и его правительством. Этот режим правления просуществовал два с поло­виной века, вплоть до реформы периода Мэйдзи (1868), связанной с восстановлением традиционного для страны монархического правле­ния.

Заселение японских островов происходило в течение многих ве­ков, если не тысячелетий, в результате чего имело место смешение в начале нашей эры монголоидных и маньчжурско-тунгусских племен с палеоазиатскими и малайскими. Одной из этих племенных групп, ямато, удалось в III—IV вв. н. э. создать государство, основное насе­ление которого составили крестьяне, обложенные разными повин­ностями — продуктовой и денежной рентой, отработками и т. д. В городах возникли цехи и гильдии.

Духовное влияние буддизма и конфуцианства происходило вна­чале при посредничестве Кореи. С VI В. вместе с буддизмом возрас­тает влияние конфуцианства. В 604 г. принц Сётоку (Сётоку-тайси) Излагает свои законы в виде Конституции 17 статей, Где основные принципы правления изложены в духе буддизма и конфуцианства. Здесь зафиксирован принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. Сётоку постоянно пригла­шает в Японию китайских и корейских монахов и ремесленников и посылает молодых японцев в Корею и Китай с целью приобщения к новому опыту и знаниям.

Затем происходит соперничество знатных родов за власть и влия­ние при царском дворе, которое завершается в 645 г. «переворотом Тайка» (букв, «великие перемены», что стало девизом годов прав

ле­ния новой династии). Группа аристократов во главе с принцем На-канооэ оттеснила влиятельный при дворе род Сога и провела на­зревшие к тому времени реформы («реформы Тайка»). Преобразова­ния коснулись правительственного аппарата: создание должностей левого и правого министров, советника императора (им стал пред­ставитель могущественного дома Фудзивара), политических советни­ков (ими стали монахи). Принц со временем (после 673 г.) принял титул тэнно (правитель, угодный Небу). Новшеством стали также де­визы годов правления (по китайскому образцу).

По указу 646 г. была произведена отмена частных земельных вла­дений, а земли и люди объявлены государственными; введено адми­нистративно-территориальное деление с губернаторами провинций И Начальниками уездов; было предписано составление земельных реестров И Подворной переписи лиц, получивших земельные наделы; введена унифицированная налоговая система. Установлена новая система подачи судебных прошений. С появлением в 668 г. первого кодекса законов «О мире» и проведением в 670 г. первой переписи населения были заложены прочные основы централизованного госу­дарственного управления. В 701 г. при императоре Момму началось составление нового кодекса «Тайхо рицуре», Который состоял из двух частей, фактически двух кодексов «Тайхо рё» и «Тайхо рицу». Тер­мин «рё» Обозначает акты конституционного (общеустроительного) и административного назначения, а термин «рицу» — карательные и судебные установления. Характерно, что в современной науке цен­трализованное средневековое государство получило название «рицу-ре» (Толстогузов А. А. Очерки истории Японии VII—XIV вв. М., 1995. С. 19).

Конституция Сётоку-тайси содержала поучения и предписания правителю, сановникам, назначенным чиновникам и народу. Преам­була Конституции 17 статей сообщает: «12-й год Суйко, лето; В 4-й луне, В День тигра, В Новолуние, в день дракона наследник престола лично впервые составил Конституцию из 17 статей». Первая статья наставляла: «Цените согласие, ведь основа (всего — дух) несопротив­ления. Все люди входят в группировки, (наносящие вред государст­ву), а мудрых мало. Поэтому некоторые не повинуются ни отцу, ни государю, а также враждуют с (людьми из) соседних селений... На­против, (при) согласии в верхах и дружелюбии в низах, (при) согласо­ванности в обсуждении дела пойдут естественным порядком и какие (тогда) дела не осуществятся?» (здесь и далее пер. Попова К. А. См.: Свод законов «Тайхорё». Пер. с древнеяп. М., 1985). В этом наказе легко узнаются конфуцианские мотивы и аргументация.

В следующей статье содержится призыв в духе последователей буддизма: «Ревностно почитайте три сокровища; эти три сокровища суть: Будда, дхарма и сангха (община)... Все миры, все люди почита­ют дхарму». Затем следуют другие наставления в духе конфуцианст­ва: «Сановники и чиновники! В основу (своей деятельности) поло­жите ритуал. Основа управления народом, безусловно, в (соблюде­нии) ритуала» (ст. IV). «Наказание зла и поощрение добра — хорошее древнее правило. Поэтому не скрывайте добра людей, а за­метив зло, обязательно исправляйте (его)» (ст. VI).

О верховенстве власти правителя и его стабилизирующей и упо­рядочивающей миссии говорится в ст. III: «Почтительно восприни­мая государевы указы, обязательно соблюдайте (их). Государь — (это) небо; Вассалы — земля. Небо покрывает (землю), а земля поддержи­вает (небо). (И тогда) четыре времени года сменяют друг друга и все в природе идет своим чередом. Когда (же) земля возжелает покрыть небо, то (это) приведет к разрушению». И еще несколько сентенций морально-этического, политико-философского и политико-органи­зационного назначения: «Каждый человек должен иметь (свои) обя­занности, и дела управления должны быть разграничены» (ст. VII); «Доверие есть основа справедливости. В каждом деле должно быть доверие... Если сановники и вассалы будут доверять друг другу, то любые дела осуществятся» (ст. IX); «Справедливо оценивайте заслу­ги и провинности; обязательно награждайте и соответственно нака­зывайте» (ст. XI); «В стране нет двух государей; у народа нет двух господ. Государь есть господин народа всей страны» (ст. XII); «От­вернуться отличного и повернуться к государственному есть (истин­ный) путь вассалов» (ст. XV); «Важные дела нельзя решать одному, (их) обязательно нужно обсуждать со всеми» (ст. XVII).

Идеи и призывы Конституции Сётоку-тайси нашли воплощение в последующем законодательстве, которое, как и легистские идеи в Китае, содействовали преодолению клановой раздробленности и становлению единого централизованного государства.

«Тайхо рё» представляет собой сборник 30 законоустановлений, регулирующих широкий спектр налоговых и трудовых повинностей, обязанностей должностных лиц, а также общих рекомендаций и ус­тановок на справедливое осуществление общественных обязанно­стей правителя и народа и на соблюдение традиционных морально-этических требований.

«Тайхо рицу» регулирует преимущественно сферу управления, включая судебную. К наиболее тяжким преступлениям отнесены по­сягательства на носителей государственно-властных обязанностей, а также на родственников по восходящей линии. Утверждается соли­дарная ответственность наряду с персонализированной должност­ной. Различается соучастие в исполнении преступных действий. Для привилегированных предусмотрено смягчение наказания.

За разглашение государственной тайны полагалась каторга. Если сообщенные сведения малоценные и косвенные, виновнику полага­лось наказание в 60 палок. Наказание розгами полагалось чиновни­кам за неявку на службу без уважительной причины (20 розог за ка­ждый день прогула); 50 розог получали те чиновники, которые до­пустили ошибки в документах и петициях на имя государя. Строго каралось также пользование запрещенной литературой. К ней были причислены сочинения по астрономии, китайскому военному искус­ству, придворный семидневный календарь, гадательные книги (в по­следнем случае не все книги). Запреты, по всей видимости, были сделаны к выгоде определенного слоя читателей, пользующихся до­верием или покровительством государя.

Сёгунат. Перемены наступают в XII В., когда к власти приходят Сегуны — военные диктаторы, которые образуют свои правящие ди­настии. На их правление приходится расцвет городов, ремесел и торговли, причем цехи и гильдии регулировали не только свою, но и общественную и личную жизнь своих сотоварищей. Сегуны правили под девизом «начал, продолжил, завершил».

Термин «сёгунат» происходит от слова «сёгун» — сокращенного обозначения одной из функциональных должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по усмирению мятеж­ных варварских племен). В более общем значении это военный дик­татор, ставший наследственным должностным лицом, которое доми­нировало над всеми властными структурами в Японии с 1192 по 1867 г. Режим такого правления именовался Бакуфу — «правительст­во в походной палатке», называемое также Сёгунатом. Всего в исто­рии было три сёгуната, когда правили представители трех династий сегунов со столицами в трех разных городах.

На протяжении нескольких веков статус императора в качестве главы государства был номинальным, поскольку вся административ­ная и судебная иерархия находилась под контролем сегуна — воена­чальника. Император почти безвыездно жил в своем дворце, его ли­цезрели преимущественно прислуживавшие ему лица и близкие род­ственники. Обычно по достижении некоторого возраста государи отказывались от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах. Этому способствовала и буддийская традиция с ее поощ­рением удаления от мирских дел в уединенные монастырские общи­ны. При попытке совершеннолетнего монарха вмешаться в политику его тем или иным способом устраняли. Власть Сегуна переходила к сыну. Характерно, что в договорах с иностранцами сегуну, сильно ослабевшему в своих властных возможностях, давали титул Тайкун (великий государь).

Император традиционно именовался «тэнно» (угодный небу пра­витель), сам себя он именовал «котей», а для иностранцев наиболее употребительным оказался титул «микадо», заимствованный из по­этического словаря и означающий что-то вроде «свет-государь».

< Попередня   Наступна >