Королевская власть и законодательство
История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства |
Развитие королевского законодательства во многом обусловлено возвышением королевской власти над иными разновидностями концентрации власти в средневековом обществе — власти сеньориальной (феодально-поместной), городской, церковной, сословно-пред-ставительной и др. Общая тенденция эволюционных перемен в статусе и роли королевской власти и законодательного регулирования может быть представлена как эволюция от сосуществования и конфронтации с другими партикулярными правовыми системами (обычным правом, церковным, городским, реципированным римским) к доминированию и господству (последнее становится характерным для королевских законов в условиях абсолютной монархии).
На первых порах средневековые европейские монархи выступают инициаторами упорядочения и кодификации обычного права. Таковы Бургундская правда (494), Салический закон (510) и др. В отдельных случаях запись обычного права совмещается с королевскими законодательными установлениями, положениями канонического права и заимствованиями из римского правоведения и законов: Бревиарий Алариха (506), Кодекс вестготского короля Леовигильда (572). Впоследствии обычное право входит составной частью в земское (местное) и ленное (феодально-поместное) право — в Кутюмах Бовези, Саксонском зерцале или в некоторых сборниках городского права, например в Уложении законов и обычаев (Constitutia Legis et usus) г. Пизы 1 161 Г.
Весьма плодотворным фактором в деле развития королевского законодательства стало размежевание светской и церковной юрисдикции (указ Вильгельма I Завоевателя 1072 г. о разделении светских и церковных судов в Англии; закон Вильгельма II, Короля Сицилии, о неподсудности духовенства светскому суду и о разрешении всем свободным людям вступать в духовное сословие 1166 г.). Размежевание светской и церковной юрисдикции было поддержано И Руководством католической церкви. Так, в 1147 г. папа Евгений III Запретил духовным лицам участие в светском правосудии или подчинение ему. Церковь в 12