Развитие права в имперский период
История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства |
Важнейшим источником права в имперский период стал закон, издаваемый от имени императора. На практике действовало и обычное право, особенно в сельской местности. Разнообразие целей и задач законодательной политики, преследуемых верховным правителем, потребовали упорядочения терминологии и классифика законодательных актов, чем особенно озаботились вначале Екатерина II, а Затем Сперанский. Существовало несколько видов законодательных актов. Уставы Устанавливали постоянные нормы в жизни отдельного ведомства в какой-то определенной области законодательного регулирования. Таковы уставы: воинский 1716 г., морской
1720 г., о векселях 1729 г., устав благочиния 1782 г. Следующий вид — Регламенты, учреждения, образования. Сюда относятся: генеральный регламент 1720 г., регламенты отдельных коллегий 1719— гг.; учреждения о губерниях 1775 г.; образование министерств 1802 г., образования Государственного совета 1810 и 1811 гг. Самыми распространенными и действенными были Указы, Которыми постепенно было изменено все содержание Уложения Алексея Михайловича и новоуказных статей конца XVII В. общим числом свыше 1500. Некоторые указы имели длительное и широкое значение, например Указ о единонаследии 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о реформе суда 1723 г.
Самым крупным мероприятием в области законодательной деятельности была подготовка под руководством М. М. Сперанского и опубликование двух «грандиозных трудов» (Г. В. Вернадский) — Полного собрания законов и Свода законов (первое издание 1832 г., вступил в силу с 1 января 1835 г.). Такого собрания упорядоченных узаконений за несколько столетий не знала ни одна европейская страна. В Полном собрании законов были помещены отдельные правовые акты, изданные после Уложения (1649) и вплоть до царствования императора Николая I. Узаконения последнего составили тома второго Полного собрания законов, которое продолжалось при Александре II И закончилось его царствованием — всего 55 томов или 125 книг. С 1 м
Свод законов Представлял собой сведенные вместе и систематизированные акты по определенным направлениям законодательного регулирования. Он был собран в 15 томов (издания 1832, 1842 и 1857 гг.; после этого выходили новые издания отдельных томов или части томов).
Построение Свода законов согласно его «общему содержанию» располагалось по следующей схеме: Основные Государственные законы (т. I ч. 1); Законы органические и учредительные (учреждения мест и властей государственных, уездных, городских и сельских — т. I ч. 2; т. II—III); Законы правительственных сил — уставы о повинностях военно-служебной и земских, уставы о доходах и имущественных отношениях или уставы казенного управления (т. IV—VIII); Законы о состояниях (т. IX); Законы гражданские и межевые (т. X); Уставы государственного благоустройства (т. XI—XII); Уставы благочиния (законы полиции) (т. XIII—XIV); Законы уголовные (т. XV, Впоследствии был добавлен т. XVI, Куда вошли судебные уставы после реформы 60-х гг. XIX В.). В Свод законов частично вошли «законы православной церкви» И «законы военные». Последние были кодифицированы В Издании «Свод военных постановлений», 1839 г. (см.: Вернадский Г. В. История права. СПб., 1999. С. 108 и след.).
В ходе систематизации Сперанским были разработаны концептуальные основы построения системы права и законодательства с учетом европейских образцов государственного управления и профессионального юридического образования, которые с некоторыми коррективами сохранялись до 1917 г. В области уголовно-пенитенциарной политики характерна адаптация французской трехчленной классификации преступлений и наказаний в зависимости от вида наказания (триада нарушение—проступок—преступление). В 1845 г. было введено в действие «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», в котором под преступлением понималось «как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано» (это определение во многом напоминает французское из Уголовного кодекса 1810 г.). Набор наказаний представлял собой сложную иерархию из уголовных (смертная казнь, гражданская смерть в виде лишения всех прав состояния, каторга, ссылка на поселение в Сибирь и на Кавказ) и исправительных наказаний (от лишения Всех особенных прав и Заключения В тюрьму до внушения).
В Уставе об управлении инородцев от 2 июля 1822 г. уголовными (т. е. собственно преступными, влекущими тяжкое, то есть мучительное и позорящее, как у французов, наказание) Сперанский предложил считать мятеж, намеренное убийство, грабеж и насилие, «делание ложной монеты. Все же прочие дела, не выключая и кражу, пока нравы их образованием не умягчатся, считать исковыми». И только «в проступках в российских юродах и селениях разбираются они местного Полициею На основании общих положений». При этом признавалось, что «кочующие и бродячие инородцы Управляются По их собственным степным законам и обычаям», которые следует печатать на русском и местных языках. Пробелыюсть степных законов должна была восполняться российскими узаконениями (Ко-дан С. В. Юридическая политика Российского государства в 1800— 1850-е годы. Ч. 2: Направления, линии и процессы Институционали-зации. Екатеринбург, 2004. С. 76).
Еще одним поворотным событием в политической истории России стал 1906 г., когда были приняты Основные законы, превратившие, по некоторым оценкам, самодержавную Россию в конституционное государство {Котлиревскып С. А. Конституционное государство: Юридические предпосылки русских Основных Законов. М.. 2004). Разумеется, что сами Основные законы от 23 Апреля Были только юридическими предпосылками для такого превращения, но они в то же самое время пребывали в Определенных Отношениях с «естественными и легальными возможностями их развития». То есть новая перспектива государственного устройства становится более он ределенной, если мы с точки зрения статической (формально-юридической) перейдем на точку зрения динамическую и по-новому взглянем на перспективы, которые прочерчивают и сами Основные законы, и те представительные учреждения (выборная Государственная дума и др.), которым еще предстояло стать гарантом такой динамики. «Менее всего нам позволительно игнорировать фактор времени, — замечает в этой связи один из немногих оптимистически настроенных комментаторов новой исторической ситуации. — Преобразуется не только политика — преобразуется само право — вся система понятий, в которую мы вкладываем наши впечатления от социальной действительности, и совокупность норм, долженствующих регулировать эту действительность» (Котляревский С. А. Указ. соч. С. 340).
Источники права в начале XX в. пополняются новыми разновидностями — Постановлениями Совета министров и Мнениями Государственного совета. Хотя они носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для исполнительных органов. Многие акты носили название «временных правил». В большом количестве издавались Указы (они регулировали некоторые юридические действия или преобразования). Реформирование государственных органов традиционно производилось актами, именуемыми Учреждениями. Фундаментальные узаконения назывались Законами.
К 1905 г. появилось два проекта Гражданского уложения, в которых подробно разрабатывалось понятие юридического лица. Лица подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления) и частные. В качестве последних могли быть соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц концессионным (специальным разрешением власти) или явочным порядком (путем регистрации).
Товарищества подразделялись на полные, на вере и акционерные. Впервые в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота появляется «торгово-промышленное предприятие». Оно могло иметь различные виды — тресты., синдикаты, концерны, акционерные общества.
В области судебного права наряду с наступлением на принципы гласности и независимости наблюдалась гуманизация наказаний. С 1885 г. отменена публичная казнь, с 1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 г. появляется институт уголовно-досрочного освобождения. С 1 9 1 0 г. время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало за-считываться в срок заключения, с 1913 г. предоставлено право восстановлении в правах или реабилитации.
После Февральской революции отменены розги, кандалы и смирительные рубашки, установлен запрет на унижение достоинства заключенных. Вместо института подданства вводится институт гражДанства, женщины уравниваются в Правах с мужчинами, декларируется равноправие представителей разных религий.
С осени 1917 г. происходит ужесточение наказаний за агитацию против политики правительства, за призывы к анархии, к забастовкам на железных дорогах и др.
Контрольные вопросы
В чем своеобразие политической модернизации и просвещения в имперской России?
Можно ли говорить о преемственности Между реформами Петра I, Екатерины II и Александра I?
Эпоха «великих реформ» в сравнительном Освещении: Что общего и особенного в российских реформах 60-х гг. XIX столетня в сравнении с реформами периода Мэйдзи в Японии'.'
Какие изменения в государственном строе и Законодательстве Произошли в период думской монархии 1905—1917 гг.?
Литература
Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995; Российское законодательство X—XX вв.: В 9 т. М., 1984-1994; Законодательство Петра 1. М., 1997; Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года В России. Воронеж, 1969; Омельченко О. Л. Становление абсолютной монархии В России. М., 1986; Лаптева Л. Е. Земские учреждения в России. М., 1993; Куш-нир А. Г. Одиннадцатый век русской государственности: История Русского государства в документах, материалах и комментариях. Т\ 2. М., 1999.
< Попередня Наступна >