Развитие права в имперский период

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Важнейшим источником права в имперский период стал закон, издаваемый от имени императора. На практике действовало и обыч­ное право, особенно в сельской местности. Разнообразие целей и за­дач законодательной политики, преследуемых верховным правите­лем, потребовали упорядочения терминологии и классифика законодательных актов, чем особенно озаботились вначале Екатери­на II, а Затем Сперанский. Существовало несколько видов законода­тельных актов. Уставы Устанавливали постоянные нормы в жизни отдельного ведомства в какой-то определенной области законода­тельного регулирования. Таковы уставы: воинский 1716 г., морской

1720 г., о векселях 1729 г., устав благочиния 1782 г. Следующий вид — Регламенты, учреждения, образования. Сюда относятся: гене­ральный регламент 1720 г., регламенты отдельных коллегий 1719— гг.; учреждения о губерниях 1775 г.; образование министерств 1802 г., образования Государственного совета 1810 и 1811 гг. Самы­ми распространенными и действенными были Указы, Которыми по­степенно было изменено все содержание Уложения Алексея Михай­ловича и новоуказных статей конца XVII В. общим числом свыше 1500. Некоторые указы имели длительное и широкое значение, на­пример Указ о единонаследии 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о реформе суда 1723 г.

Самым крупным мероприятием в области законодательной дея­тельности была подготовка под руководством М. М. Сперанского и опубликование двух «грандиозных трудов» (Г. В. Вернадский) — Пол­ного собрания законов и Свода законов (первое издание 1832 г., вступил в силу с 1 января 1835 г.). Такого собрания упорядоченных узаконений за несколько столетий не знала ни одна европейская страна. В Полном собрании законов были помещены отдельные правовые акты, изданные после Уложения (1649) и вплоть до царст­вования императора Николая I. Узаконения последнего составили тома второго Полного собрания законов, которое продолжалось при Александре II И закончилось его царствованием — всего 55 томов или 125 книг. С 1 м

арта 1881 г. началось третье Полное собрание за­конов.

Свод законов Представлял собой сведенные вместе и систематизи­рованные акты по определенным направлениям законодательного регулирования. Он был собран в 15 томов (издания 1832, 1842 и 1857 гг.; после этого выходили новые издания отдельных томов или части томов).

Построение Свода законов согласно его «общему содержанию» располагалось по следующей схеме: Основные Государственные законы (т. I ч. 1); Законы органические и учредительные (учреждения мест и властей государственных, уездных, городских и сельских — т. I ч. 2; т. II—III); Законы правительственных сил — уставы о повинностях во­енно-служебной и земских, уставы о доходах и имущественных отно­шениях или уставы казенного управления (т. IV—VIII); Законы о со­стояниях (т. IX); Законы гражданские и межевые (т. X); Уставы госу­дарственного благоустройства (т. XI—XII); Уставы благочиния (законы полиции) (т. XIII—XIV); Законы уголовные (т. XV, Впоследст­вии был добавлен т. XVI, Куда вошли судебные уставы после рефор­мы 60-х гг. XIX В.). В Свод законов частично вошли «законы православной церкви» И «законы военные». Последние были кодифицирова­ны В Издании «Свод военных постановлений», 1839 г. (см.: Вернадский Г. В. История права. СПб., 1999. С. 108 и след.).

В ходе систематизации Сперанским были разработаны концепту­альные основы построения системы права и законодательства с уче­том европейских образцов государственного управления и профес­сионального юридического образования, которые с некоторыми коррективами сохранялись до 1917 г. В области уголовно-пенитен­циарной политики характерна адаптация французской трехчленной классификации преступлений и наказаний в зависимости от вида наказания (триада нарушение—проступок—преступление). В 1845 г. было введено в действие «Уложение о наказаниях уголовных и ис­правительных», в котором под преступлением понималось «как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано» (это определение во многом напо­минает французское из Уголовного кодекса 1810 г.). Набор наказа­ний представлял собой сложную иерархию из уголовных (смертная казнь, гражданская смерть в виде лишения всех прав состояния, ка­торга, ссылка на поселение в Сибирь и на Кавказ) и исправительных наказаний (от лишения Всех особенных прав и Заключения В тюрьму до внушения).

В Уставе об управлении инородцев от 2 июля 1822 г. уголовными (т. е. собственно преступными, влекущими тяжкое, то есть мучи­тельное и позорящее, как у французов, наказание) Сперанский предложил считать мятеж, намеренное убийство, грабеж и насилие, «делание ложной монеты. Все же прочие дела, не выключая и кражу, пока нравы их образованием не умягчатся, считать исковыми». И только «в проступках в российских юродах и селениях разбирают­ся они местного Полициею На основании общих положений». При этом признавалось, что «кочующие и бродячие инородцы Управля­ются По их собственным степным законам и обычаям», которые сле­дует печатать на русском и местных языках. Пробелыюсть степных законов должна была восполняться российскими узаконениями (Ко-дан С. В. Юридическая политика Российского государства в 1800— 1850-е годы. Ч. 2: Направления, линии и процессы Институционали-зации. Екатеринбург, 2004. С. 76).

Еще одним поворотным событием в политической истории Рос­сии стал 1906 г., когда были приняты Основные законы, превратив­шие, по некоторым оценкам, самодержавную Россию в конституци­онное государство {Котлиревскып С. А. Конституционное государст­во: Юридические предпосылки русских Основных Законов. М.. 2004). Разумеется, что сами Основные законы от 23 Апреля Были только юридическими предпосылками для такого превращения, но они в то же самое время пребывали в Определенных Отношениях с «естественными и легальными возможностями их развития». То есть новая перспектива государственного устройства становится более он ределенной, если мы с точки зрения статической (формально-юри­дической) перейдем на точку зрения динамическую и по-новому взглянем на перспективы, которые прочерчивают и сами Основные законы, и те представительные учреждения (выборная Государствен­ная дума и др.), которым еще предстояло стать гарантом такой дина­мики. «Менее всего нам позволительно игнорировать фактор време­ни, — замечает в этой связи один из немногих оптимистически на­строенных комментаторов новой исторической ситуации. — Преобразуется не только политика — преобразуется само право — вся система понятий, в которую мы вкладываем наши впечатления от социальной действительности, и совокупность норм, долженствую­щих регулировать эту действительность» (Котляревский С. А. Указ. соч. С. 340).

Источники права в начале XX в. пополняются новыми разновид­ностями — Постановлениями Совета министров и Мнениями Государ­ственного совета. Хотя они носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для исполнительных органов. Многие ак­ты носили название «временных правил». В большом количестве изда­вались Указы (они регулировали некоторые юридические действия или преобразования). Реформирование государственных органов традиционно производилось актами, именуемыми Учреждениями. Фундаментальные узаконения назывались Законами.

К 1905 г. появилось два проекта Гражданского уложения, в кото­рых подробно разрабатывалось понятие юридического лица. Лица подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, орга­ны местного самоуправления) и частные. В качестве последних мог­ли быть соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юри­дические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц концессионным (специальным разрешением власти) или явочным порядком (путем регистрации).

Товарищества подразделялись на полные, на вере и акционер­ные. Впервые в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота появляется «торгово-промышленное предпри­ятие». Оно могло иметь различные виды — тресты., синдикаты, кон­церны, акционерные общества.

В области судебного права наряду с наступлением на принципы гласности и независимости наблюдалась гуманизация наказаний. С 1885 г. отменена публичная казнь, с 1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 г. появляется институт уголовно-досрочного освобождения. С 1 9 1 0 г. время, про­веденное арестованным в предварительном заключении, стало за-считываться в срок заключения, с 1913 г. предоставлено право вос­становлении в правах или реабилитации.

После Февральской революции отменены розги, кандалы и сми­рительные рубашки, установлен запрет на унижение достоинства за­ключенных. Вместо института подданства вводится институт гражДанства, женщины уравниваются в Правах с мужчинами, деклариру­ется равноправие представителей разных религий.

С осени 1917 г. происходит ужесточение наказаний за агитацию против политики правительства, за призывы к анархии, к забастов­кам на железных дорогах и др.

Контрольные вопросы

В чем своеобразие политической модернизации и просвещения в имперской России?

Можно ли говорить о преемственности Между реформами Пет­ра I, Екатерины II и Александра I?

Эпоха «великих реформ» в сравнительном Освещении: Что обще­го и особенного в российских реформах 60-х гг. XIX столетня в срав­нении с реформами периода Мэйдзи в Японии'.'

Какие изменения в государственном строе и Законодательстве Произошли в период думской монархии 1905—1917 гг.?

Литература

Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Рос­тов н/Д, 1995; Российское законодательство X—XX вв.: В 9 т. М., 1984-1994; Законодательство Петра 1. М., 1997; Коротких М. Г. Са­модержавие и судебная реформа 1864 года В России. Воронеж, 1969; Омельченко О. Л. Становление абсолютной монархии В России. М., 1986; Лаптева Л. Е. Земские учреждения в России. М., 1993; Куш-нир А. Г. Одиннадцатый век русской государственности: История Русского государства в документах, материалах и комментариях. Т\ 2. М., 1999.

< Попередня   Наступна >