Четыре школы мусульманского законоведения

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

В мусульманском богословии большое место всегда отводилось Фикху (законоведению), имеющему до некоторой степени и практи­ческое значение. Основы, или корни (усуль), Фикха были определе­ны учеными, авторитет которых основывается исключительно на их обширных законоведческих познаниях. В исламе не было единолич­ного непогрешимого главы церкви или общеобязательных постанов­лений вселенских соборов. Первым корнем из четырех был Коран, вторым — Сунна пророка, изучавшаяся главным образом по хади-сам. Один из знатоков фикха и глава школы законоведения Абу Ха-нифа знал, по преданию, два миллиона хадисов по памяти.

Третьим корнем довольно рано было признано мнение (иджма) Ученых мужей Медины по каждому трудному для истолкования во­просу. Четвертым корнем стал Кыяс — суждение по аналогии.

Наиболее ранняя попытка систематизации мусульманского права с позиций Сунны пророка была предпринята Маликом Ибн Анасом (713—795), автором трактата под названием «Расчпасенная тропа». Это своего рода синтез и компромисс между сборником хадисов и трактатом по правоведению. В нем была одна существенная нова­ция — он допускал, что хадисы, хотя и служат обязательной основой для вынесения решения судом, тем не менее могут быть изменены в своем действии, если вступят в противоречие с интересами общего блага (принцип Истислах). Наконец, в случае необходимости судья обращается к другому принципу — согласному мнению ученых му­жей Медины по данному вопросу. Этот принцип весьма напоминает одну из традиций римской юриспруденции, называемую «консенсус докторум». Более того, Малик допускал индивидуальное толкование на основе велений совести (рай), Что также напоминает римское «опинио пруденциум» с оговоркой, что оно допустимо в той мере, в какой не противоречит общему благу.

Почти одновременно со школой Малика (школа маликитов) формировались мазхабы в Сирии и Иране, где особенно прославил­ся Абу Ханифа (699—767), который был одновременно педагогом и в отличие от судьи-практика

Малика теоретиком. Три принципа вы­двинул Абу Ханифа в качестве основополагающих начал: Рай (лич­ное мнение, основанное на здравом смысле), Кыяс (суждение по ана­логии), а также исправление и корректирование этих начал по мето­ду Истихсана, Роль которого аналогична истихлаху (требование соблюдения интересов общего блага) в школе Малика. Метод ис­пользуется по следующей схеме: «В данном тексте кыяс (аналогия) в таком-то варианте указывает то-то, но в силу таких-то обстоятельств я считаю предпочтительным (ахсан) Такой-то образ действий». Тео­рия Абу Ханифы получила распространение на востоке, в империи Сельджуков. Влияние школы Малика сказалось на западе халифата, в Северной Африке.

Другой основатель мазхаба, Мухаммад и б н Идрис аш-Шафии (767—819), рекомендовал иджму, сведенную к мнению всех ученых мужей (но не всех времен). Именно с помощью иджмы стала воз­можной окончательная редакция Корана и шести сборников Сунны. Шафия отрицал значение личного усмотрения судьи и ограничивал использование кияса.

Ахмад ибн Ханбал (780—855) был учеником Шафии и занял наи­более консервативную позицию, согласно которой источником мо­жет быть только священное предание. Он был против всяческих но­вовведений и нашел поддержку в движении такой же консерватив­ной ориентации, получившем название движения ваххабитов. Его взгляды получили распространение в Сирии и Месопотамии, в осо­бенности на территории Саудовской Аравии.

Различные школы и ученые долго расходились во взглядах. Отли­чие мазхаба (школы, толка) от шариата состоит в следующем. Маз-хаб — это в переводе «обряд, путь», и шариат происходит от слова «путь» (надлежащий путь следования). Но шариат охватывает все свойства мусульманина-индивида в качестве Верующего, человека И Гражданина. Поэтому шариат иногда называют кораническим зако­ном, т. е. сводом требований к мусульманину в его тройном соци­альном бытии. Мазхабы не всегда мирно уживались друг с другом. В городах Персии XIII в. были даже кровавые столкновения между шафиитами и ханифитами, но все эти разногласия были ничтожны­ми перед единым религиозным законом — шариатом. В широком смысле слова шариат есть учение об исламском образе жизни как совокупности предписаний, обязательных для исполнения всеми правоверными. Конкретизацию подобных предписаний для людей выполняет фикх.

Самым главным достоянием каждой из школ был Муджтахид Мутлак, Т. е. ученый, обладающий абсолютной {мупиак) Способно­стью составлять личное мнение (иджтихад), Применяя к Корану и Сунне принципы суждения по аналогии и другие методы, которыми он владеет. Это муджтахиды мутлаки создали основные принципы (корни) фикха. Те, кто впоследствии излагали выводы (фуру) Из этих принципов или с помощью их, были муджтахидами не абсолютного ранга, а лишь по отношению к одной из школ.

После этой плеяды знатоков фикха законоведы могли действо­вать, только давая юридические консультации (фетва — Это араб­ские responsa Prudentium), Основанные па одном или нескольких прецедентах. Они получили название Муфтиев (знающих фетву), но уже не муджтахидов, так как не высказывали личного мнения.

Контрольные вопросы

В каком соотношении находится периодизация Арабского хали­фата и школ мусульманского законоведения?

Перечислите основные источники мусульманского права в по­рядке их исторического возникновения и официального признания.

Литература

Массэ А. Ислам: Очерк истории. М., 1982; Хайдарова М. С. Ос­новные направления и школы мусульманского права // Мусульман­ское право (структура и основные институты). М., 1984; Сюкияй-нен Л. Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986; Хрестоматия по Исламу. Пер. с араб. М., 1994; Сативалдыев Р. Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового му­сульманского Востока. Душанбе, 1999; Арабо-мусульманская право­вая мысль // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Т. 1. С. 633-740.

< Попередня   Наступна >