Головна Російська юридична література История государства и права зарубежных стран Всеобщая История Права и Государства Война 13 британских поселенческих колоний за независимость. Декларация независимости США от 4 июля 1776 г. Конфедерация независимых штатов 1781 г. Причины перехода к федерации

Война 13 британских поселенческих колоний за независимость. Декларация независимости США от 4 июля 1776 г. Конфедерация независимых штатов 1781 г. Причины перехода к федерации

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

В начале XVII Столетия в Северной Америке Возникает Несколько поселений английских колонистов, которые получили общее назва­ние «Новая Англия» (1643). Со временем эти поселения обособляют­ся, чему способствуют различия в социальном или религиозном со­ставе поселенцев, в способах самоуправления и др. Часть поселений возникла на основе королевских жалованных грамот (хартий) на снаряжение соответствующей экспедиции, на владение землями, на общее руководство делами поселенцев-колонистов и на иные вари­анты лично-зависимых феодальных отношений. Так появляется Виргиния (1607), названная в честь «Королевы-девственницы» (Ели­заветы I). Так возникает Пенсильвания, которая названа в честь сподвижника Карла II Адмирала Уильяма Пенна и означает В Пере­воде «лесные угодья Пенна».

В 1606 г. была составлена и пожалована королем Виргинская хар­тия, где были зафиксированы гарантии «свобод, привилегий и иму­щества». В 1619 г. в Джеймстаун, главный административный центр поселенцев, прибывает первая партия рабов-негров для виргинских плантаторов. В этом же году 30 июля Виргинской Компанией Учреж­дается первое в Новом Свете представительное собрание законодате­лей, которое через четыре года примет развернутое законодательство о гражданских служащих колонии. В июне 1776 г, Виргиния станет местом выработки классической модели Декларации Прав и свобод, которая окажет влияние на отдельные положения Декларации неза­висимости США.

В 1620 г. пассажиры корабля «Мэйфлауэр» (Майский цветок) еще на подходе к берегам Америки обсудили и одобрили (правда, не без труда) документ под названием Ковенант (Соглашение), в кото­ром предусмотрели возможные и желательные пути объединения ко­лонистов в «гражданский и политический организм» во имя «лучше­го порядка и безопасности». С этой целью предусматривалось также «создание и введение таких справедливых и одинаковых для всех за­конов... и административных учреждений, которые в то или иное время будут считаться наиболее подходящими и со

ответствующими общему благу колонии и которым мы обещаем следовать и подчи­няться».

Первое широкое ознакомление с текстом Соглашения произошло через полтора столетия — в период Войны колоний за независи­мость от власти английского короля. После выработки и принятия Конституции 1787 г. американские историки стали обращаться к Со­глашению как первому опыту и образцу выработки общественного договора о создании государства и одновременно важному первоис­точнику идей американской конституции. День высадки пилигримов с корабля «Мэйфлауэр» на берег ежегодно торжественно отмечается 22 декабря как «День праотцов» («Отцов-пилигримов»), создавших в Плимуте одну из первых колоний.

Первыми поселенцами-колонистами наряду с крестьянами и ре­месленной беднотой, беглецами от религиозных стеснений стали предприимчивые торговцы и авантюристы-предприниматели, меч­тавшие о быстрой наживе. Близкая двору аристократия заполучила свою гарантированную долю колониальных доходов в виде королев­ской грамоты на управление колониями, а королевская казна — в виде налогов и подношений. Своеобразие колонизационной поли­тики в этом районе обусловливалось многими факторами. Главными среди них стали военное соперничество с Голландией, Францией и отчасти Испанией, а также относительная свобода общин колони­стов в выборе форм местного самоуправления.

Одним из мощных побудительных мотивов к переселению за океан для пуританских общин стало желание найти здесь и обу­строить «землю обетованную», т. е. такое место на земле, где можно жить в полном согласии с заповедями первых христиан — иметь чистую совесть, питаться плодами собственного труда и др. Здесь же получил новое продолжение конфликт пуритан с англиканской цер­ковью. Радикальные пуританские секты считали официальную анг­ликанскую церковь испорченной окончательно, а кальвинистские принципы ее обновления и очищения с помощью новой роли ста­рейшин общин (пресвитеров) и собраний (синодов) верующих, ко­торые практиковались в Англии, также противоречащими Священ­ному писанию. Общность веры некоторого числа людей, живущих, как правило, по соседству, и есть, по их мнению, самое важное ос­нование для их объединения в виде церкви, где единственным руко­водителем должен признаваться сам Иисус Христос. Вступление В Такую общину — дело добровольное и незатруднительное, достаточ­но было заявить о своем желании стать ее членом И Признать взаим­ное внутриобщинное соглашение.

Сторонники радикального пуританизма назывались в Америке, как и в Англии, Индепендентами (независимые), Сепаратистами (обособленцы), Диссидентами (несогласные, отщепенцы), Конгрега-ционалистами (от слова «собрание»). Умеренные пуритане (пресви­териане) вслед за своим учителем Жаном Кальвином исходили из деления всех верующих христиан на два разряда — избранных ко спасению и остальных, осужденных на Божью кару и погибель. При­надлежность верующего к церкви расценивалась как своего рода предопределение к спасению, во всяком случае как ступень В «очи­щении» и в превращении в праведников, «святых».

Вместе с ростом промышленного и торгового благосостояния ко­лонистов начинаются столкновения и конфликты с метрополией на почве налоговой, торговой, административной и судебной. Пример­но с середины XVIII в. не без влияния событий в метрополии возни­кает идея конфедеративного сплочения колоний, и один из авторов такого проекта, Б. Франклин, становится инициатором переимено­вания поселенческих колоний в штаты (административно-террито­риальные единицы, находящиеся под властью определенного прави­тельства). В 60—70-е гг. конфликт между метрополией и колониями принимает вполне определенную конституционно-правовую окра­ску. В специальных совместных декларациях американские колони­сты напоминают королю и парламенту о своем праве давать или не давать согласие на налоги, о праве на суд присяжных и т. д. Так, в Первой Декларации прав Американских колоний, принятой в 1765 г. на Конгрессе в Нью-Йорке, было заявлено: «Существенным И Не­отъемлемым правом всякого свободного народа и несомненным пра­вом англичан всегда был тот принцип, в силу которого народ не мо­жет облагаться налогами иначе как с его собственного согласия, дан­ного лично или через народных представителей... так как все сборы, уплачиваемые правительству, должны считаться добровольным да­ром народа, то противно разуму, равно как и принципам и духу бри­танской Конституции, чтобы население Великобритании определяло такие дары Его Величеству из достояния и собственности американ­ских колонистов».

В следующей, Второй Декларации прав (1774) был сформулирован ряд положений и требований конституционно-правового характера, во многом предвосхищающих содержание Декларации независимо­сти. В ней отмечалось: «Жителям английских колоний в Америке в силу неизменных законов природы, принципов английской консти­туции и разных дарованных им хартий принадлежат следующие ПраВа...» Далее последовательно перечислялись «право на жизнь, свобо­ду и собственность», право на пользование «всеми правами, свобода­ми и привилегиями свободных английских подданных, живущих в Английском королевстве», «право народа на представительство на­рода в законодательном собрании» как основание английской свобо­ды и вообще «всякого свободного правительства», «пользоваться полной защитой общего английского права», «быть судимым соглас­но закону», «право организовывать мирные сходки И Собрания для обсуждения тех или иных неудовольствий и для составления соот­ветственных петиций королю» и др. (п. 1, 2, 4, 5, 8 Декларации прав). Таким образом, права и вольности колонистов целиком выво­дились из прав своих предков, британских подданных, и истолковы­вались так, что они «не могут быть законным образом изменены и сокращены какой бы то ни было властью без согласия самих коло­нистов».

Эти же исходные принципы были заложены в Декларации незави­симости 13 штатов, Принятой 4 июля 1776 г. в связи с продолжав­шейся Войной за независимость. Текст Декларации независимости составлен Т. Джефферсоном, молодым и талантливым публицистом и политиком из Виргинии, и просмотрен Б. Франклином и Дж. Адам-сом.

Еще Дж. Локк в «Двух трактатах о правительстве» (изд. 1690 г.) обосновал право народа на то, чтобы «не только избавляться от ти­рании, но и не допускать ее» и в обеспечение этого «создавать но­вый законодательный орган всякий раз, как будет недоволен преж­ним». Законность подобных действий возникает тогда, когда тиран посягает на права нации и оказывается, таким образом, виновным в мятеже.

Декларация независимости США Подразделяется к а к б ы н а д в е ос­новные части. В первой содержится философско-правовое обоснова­ние права колонистов на обособленное и самостоятельное существо­вание, а во второй — практическая аргументация в пользу необходи­мости и оправданности использования права народа на выбор формы правления, которая наилучшим образом обеспечит ему безо­пасность и счастье.

В первой части приводились следующие аргументы в пользу сме­ны формы правления:

• является самоочевидной истиной, что все люди созданы равны­ми и что они наделены творцом прирожденными и неотъемлемыми правами, к числу которых относится «право на жизнь, свободу и на стремление к счастью»;

• для обеспечения этих прав люди создают правительства, наде­ленные социальной принудительной властью с согласия тех, кем они управляют;

• если какая-либо организация правительственной власти нару­шает эти принципы, народ имеет право «изменить или отменить» такое правление (именно «отменить», а не «уничтожить», как нередко переводят слово abolish во многих существующих хрестоматиях и учебниках, поскольку речь идет об отмене договоренностей между народом и правительственной властью) и установить правительство, основывающееся на таких принципах и на такой форме правления, которые, по мнению народа, могут наилучшим образом обеспечить ему «безопасность и благоденствие».

В этой аргументации современные комментаторы находят следы влияния текста Декларации прав, которую примерно за месяц до 4 июля принял Конституционный конвент штата Виргиния и соста­вителем которой был Джордж Мэйсон, близкий друг и земляк Джефферсона. В первом ее разделе было записано следующее: «Все люди по природе одинаково свободны и независимы и обладают из­вестными неотъемлемыми правами, которых после их узаконения обществом они не могут, путем какого бы то ни было соглашения, лишать свое потомство: а именно права пользования жизнью и сво­бодой, средствами приобретения и владения имуществом и права добиваться и обретать счастье и безопасность». Тема обретения сча­стья восходит по своим идейным истокам к древнегреческим поли­тическим философам, тема права на собственность — к периоду вто­рой Английской революции и к формуле неотъемлемых прав Дж. Локка — «право на жизнь, свободу и имущество» (как и три ат­рибута неотъемлемого достояния человека, его собственности в ши­роком смысле слова).

Теперь легче понять своеобразие позиции Джефферсона — он не включал право собственности в число неотъемлемых и прирожден­ных прав. В ответ на обвинение в плагиате у Дж. Локка Джефферсон заявил, что помимо Локка он перечитывал также античных авторов. Несколько позднее он станет советовать Лафайету не включать пра­во на собственность в качестве естественного права человека в текст Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Положение Декларации о том, что правительственная власть су­ществует из согласия народа, также употреблялось ранее. Локк из­влек свои идеи о договорном происхождении государственной вла­сти (из согласия свободнорожденных сограждан) из трудов англий­ского священника и публициста дореволюционной поры Ричарда Хуке (1553—1600), который в работе «Законы церковного устройст­ва» трактовал возникновение государства и его устройство в духе теории общественного договора (ее первые формулировки дали еще древнегреческие софисты), а законы человеческие в идеальном ва­рианте — как непротиворечащие законам природы и закону Свя­щенного писания. В самой Декларации сказано, что право на само-«It is a right of the people to alter or abolish it» стоятельное и равное место среди других держав каждый народ име­ет по «естественным и божеским законам».

Во второй части Декларации независимости США говорилось о том, что нынешний король Англии является узурпатором, что он об­лагает колонистов налогами без их согласия и пытается вместе с парламентом подчинить колонистов такой юрисдикции, которая бы­ла чужда их Конституции и не признавалась их законами. Здесь же присутствует критика организации власти с позиций доктрины раз­деления (обособления) властей: король поставил судей в исключи­тельную зависимость от своей воли в том, что касается определения срока их службы и размера жалованья (в метрополии существовали другие конституционно-правовые начала); король «прислал сюда толпу своих чиновников, разоряющих народ и высасывающих из не­го все соки»; «он стремился сделать военную власть независимой от гражданской и поставить первую выше второй». Главный вывод сво­дился к тому, что государь, характер которого заключает все черты тирана, не способен управлять свободным народом.

В заключительной части Декларации независимости решение су­ществовать «свободно и независимо» делегаты изложили в таких словах: «...уповая на помощь Божественного Провидения, мы взаим­но обязываемся друг другу поддерживать эту Декларацию жизнью, имуществом и честью».

Статьи О Конфедерации И Вечном Союзе 1781 Г. (Articles of Confederation a n d Permanent Union). 9 января 1 7 7 8 г., на третьем году независимого существования, воюющие штаты создали конфедера­тивную организацию, нацеленную на координацию общих усилий в деле обороны и для «заведования общими интересами» (ст. V и VIII). При этом каждый штат сохранял «свое верховенство, свою свободу и независимость, равно как и всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соеди­ненным Штатам, собравшимся на конгресс» (ст. II).

Для «заведования общими интересами» ежегодно избирались де­легаты для съезда на Конгресс в 1-й понедельник ноября, причем каждому штату предоставлялось право отзыва всех своих делегатов или некоторых из них в течение года и право замены их на осталь­ную часть года. Расходы на общую оборону из общей казны имели особый учет. Пополнение казны осуществлялось штатами «сораз­мерно с ценностью земель и построек» (ст. VIII). Делегаты учреди­тельного конгресса считались «облеченными авторитетом и полно­мочиями» и осуществляли свои функции «от имени и по поручению наших уважаемых конституционных собраний» (ст. XIII). На утвер­ждение Статей о конфедерации и вечном союзе потребовалось три года (до 1 марта 1781 г.), однако все это определенно сказалось на результатах освободительной войны: она завершилась победой кон­федерации в 1783 г.

< Попередня   Наступна >