Вопрос 47. Право Халифата
История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран |
1. Главным источником права у мусульман с возникновения Халифата и до сих пор считается Шариат - свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.
Коран - Главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
Сунна - Сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права.
Иджма - Согласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне. Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение Фетвы - Юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату.
По мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др.
2. В мусульманском праве были закреплены следующие Правовые земель Ные статусы:
• хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность. Для них был установлен особый правовой режим; с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;
• вакуф, иливакф, - пожертвования, земли, переданные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;
• икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе
• мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть про дан, подарен или передан по наследству.
Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых. Движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на "нечистые вещи" - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др. Практические вопросы Обязательственного права Получили в шариате всестороннюю разработку.
3. Шариат рассматривает Брак Как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом.
Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.
Развод В мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям.
4. Наследственное право Признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию.
При Наследовании по закону Из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением/затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерными чертами Наследования по завещанию Были следующие:
• завещание не могло составляться в пользу законных наследников; •завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;
• составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.
5. Все Преступления Классифицировались мусульманским правом на Три Группы:
• Преступления, направленные против основ религии и государства. К этой группе относились в первую очередь отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напит ков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;
Преступления против отдельных лиц. ОтвсгстваиюстъЗа совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия;
Правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания было предоставлено суду. В качестве Мер наказания Предусматривались:
• смертная казнь в различных видах;
• членовредительские и телесные наказания;
•лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть);
•имущественные санкции (конфискации, штрафы);
• ссылка и т. д.
Судебный процесс Носил Обвинительный характер. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел.
Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, - против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось.
Основными доказательствами Были признания сторон, показания свидетелей, клятвы.
< Попередня Наступна >