ТЕМА III. Реформы Солона и Клисфена // § 3.1. Родоплеменная организация древних Афин. Синойкизм
История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран |
Полисный этап греческой (в т. ч. афинской) истории, с точки зрения основных показателей социально-экономического, политического и культурного развития, принято делить на три основных периода:
1) гомеровский период (XI–IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений (героическая эпоха);
2) архаический период (VIII–VI вв. до н. э.) – возникает полисное общество и государство;
3) классический период (V–IV вв. до н. э.) – расцвет греческой цивилизации и культуры.
Нас, прежде всего, интересует характеристика социальной организации греческих племен гомеровского (догосударственного) периода.
Анализируя произведения древнегреческой литературы – «Одиссею» и «Илиаду», можно сделать вывод, что на Балканах в начале I тыс. до н. э. существовали автаркичные семейные хозяйства, земледелие и скотоводство являлись почетными занятиями, торговля презиралась, отсутствовала монетная денежная система, морской разбой отнюдь не осуждался, а кумирами социума были воины-аристократы, такие как Ахиллес.
Весь спектр общественных отношений регулировался обычаем и силой оружия.
Греки жили родами, которые объединялись в фратрии (братства). Несколько фратрий составляли филу (племя).
В науке выделяют следующие особенности отношений, имевших место среди членов рода:
1. Род избирал своего старейшину для мирного времени и военного предводителя (вождя-базилевса). В выборах участвовали
На равных правах лишь мужчины, держащие в руках оружие.
2. Род по своему усмотрению смещал старейшину и вождя; в решении этого вопроса также принимали участие мужчины, держащие в руках оружие.
3. Никто из членов рода не имел права вступать в брак внутри рода.
4. Имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно было оставаться внутри рода.
5. Члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь и защиту, и особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный ч
6. Род имел определенные имена или группы имен, пользоваться которыми во всем племени мог только он один, так что имя каждого отдельного человека точно указывало, к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно были связаны и родовые права.
7. Род мог усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены своего племени.
8. Каждый род соблюдал свои религиозные церемонии и празднества.
9. Каждый род имел свое место погребения.
10. Род имел совет – демократическое собрание всех членов рода (мужчин-воинов).
Общеплеменная система управления копировала родовую организацию греческих племен. Так, старейшины родов составляли Совет старейшин. Все мужчины собирались на народное собрание. Во время войны избирался племенной вождь – базилевс, который командовал дружиной, вершил правосудие и выполнял религиозные церемонии.
В VIII веке до н. э. при легендарном базилевсе Тезее произошло объединение (по-гречески «синойкизм») четырех племен (ахейцев, дорийцев, ионийцев, этолийцев), населявших Аттику, в единый народ.
Вместо Совета старейшин отдельных племен был создан объединенный Совет в Афинах.
Все население города и прилегающих территорий делилось на три группы:
Реформы Солона и Клисфена
1) Эвпатридов (благородных);
2) Геоморов (землевладельцев);
3) Демиургов (ремесленников).
Племенных базилевсов заменил архонт. Первоначально архонт избирался из числа эвпатридов пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н. э. стали выбирать девять архонтов на 1 год.
Для контроля за базилевсами эвпатриды создали ареопаг, заменивший Совет старейшин. Этот орган являлся главным законодателем и судьей. Он выбирал архонтов и руководил народным собранием.
Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага.
В VII веке до н. э. страна была разделена на 48 небольших территориальных округов (навкрарий), жители каждого из которых должны были поставить один корабль для флота, снарядить его экипажем, а также выставить двух вооруженных всадников. Деление населения по навкрариям производилось без всякого учета племенной принадлежности.
Таким образом, реформы мифического Тезея дали первый толчок к формированию полисного государства.
< Попередня Наступна >