Четвертая часть. АВТОРСКОЕ ПРАВО И ИНЫЕ СМЕЖНЫЕ ПРАВА // §1. АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА
Гражданское право - Гражданское право России: Учебник для вузов |
1. Понятие, функции и источники авторского права
Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения, связанные с признанием авторства на произведения науки, литературы, искусства, а также с установлением режима их использования, наделением авторов неимущественными и имущественными правами и их защитой.
Исходя из данного определения можно выделить следующие функции авторского права:
признание авторства на произведения науки, литературы и искусства. Авторство признается за физическим лицом, трудом которого создано произведение. Однако законодательство не дает четкого определения понятия «произведение», но предъявляет к нему следующие требования: произведение должно быть результатом творческой деятельности и должно существовать в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко-, видеозаписи, объемно-пространственной). Охрана произведений осуществляется с момента их создания;
установление режима использования произведений. Нормы авторского права регламентируют, кто и на каких условиях использует то или иное произведение — права автора, наследников, третьих лиц;
наделение авторов и иных правообладателей личными и имущественными правами. Авторское право наделяет авторов личными неимущественными правами — на авторство, на имя, на обнародование, на защиту репутации автора, а также имущественными правами — на воспроизведение, на распространение, на импорт, на перевод и др.;
защита данных прав. Нормы авторского права устанавливают его защиту путем привлечения к гражданской, административной и уголовной ответственности.
Источники авторского права.
Источниками авторского права являются принятые на основе Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов государственной власти.
Основными актами являются:
Феде
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);
Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»;
Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;
Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности»;
Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» и др.
Одним из источников авторского права являются международные договоры. К авторским отношениям применяются правила, в соответствии с которыми международные договоры имеют приоритет над нормами гражданского права в случае их противоречия. К таким источникам относятся:
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (с изм. от 2 октября 1979 г.);
Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (с изм. от 24 июля 1971 г.);
Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (от 24 сентября 1993 г.) и др.
2. Объекты авторского права
Объекты авторского права — произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой умственной деятельности, независимо от его назначения и достоинства, а также способа выражения.
Особенности объектов авторского права:
произведение признается результатом творческой умственной деятельности, когда оно создано путем умственной работы, а не физической;
объективная форма произведения — письменная (рукопись, ноты), устная (публичное исполнение), звуко - или видеозапись (цифровая, магнитная), объемно-пространственная (скульптура, макет).
Виды объектов авторского права:
литературные произведения;
драматические, музыкальные, сценарные произведения;
аудиовизуальные произведения (кино, видеофильмы);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна;
произведения декоративно-прикладного искусства;
произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства;
фотографические произведения;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы.
Следует отметить такие произведения, как:
производные — непосредственно связанные с другим произведением, являются их новой формой — рефераты, резюме, переводы, обработки, аранжировки;
составные — результат творческого труда по сбору, подбору и расположению в определенном порядке исходных материалов — энциклопедии, базы данных.
Существует ряд произведений, которые не являются объектами авторского права. Это вызвано тем, что использование данных произведений не может зависеть от одного или нескольких лиц или определить непосредственного автора не представляется возможным. К таким произведениям относятся:
официальные документы (законы, судебные решения, иные нормативные правовые акты);
государственные символы и знаки (флаги, гербы, денежные знаки);
произведения народного творчества;
сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Объекты авторского права могут быть как обнародованными, так и не обнародованными. Данное условие не является существенным для установления гражданско-правовой защиты авторского права на произведение.
3. Субъекты авторского права
Субъектами авторского права являются: создатели произведений; работодатели; правопреемники; другие лица, приобретшие авторские права по закону или договору.
У создателей авторское право на произведение возникает в результате самого факта его создания. При этом не требуется регистрации или иного специального оформления этого произведения. О своем праве на произведение создатель оповещает с помощью:
латинской буквы «С» в окружности ©;
имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
года первого опубликования произведения.
Данные элементы размещаются на каждом экземпляре произведения.
Презумпция авторства — при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
Соавторство — создание произведения творческим трудом двух или более лиц. При этом произведение может представлять собой одно неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоять из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство). Право на использование произведения принадлежит соавторам совместно — по соглашению (при целом нераздельном соавторстве) или по своему усмотрению на созданную им самостоятельную часть произведения (при раздельном соавторстве).
Составители сборников, переводчики и авторы иных составных, производных произведений приобретают исключительное авторское право на осуществленные ими подбор и расположение материалов, перевод, переделку или другую переработку. Они пользуются авторским правом при условии соблюдения прав авторов используемых ими произведений.
Авторское право на служебные произведения, т. е. созданные в процессе выполнения трудовой обязанности или служебного задания, принадлежит как автору, так работодателю. Автор имеет лишь личные неимущественные права, а работодатель — исключительные права на использование служебного произведения, в том числе вправе при любом использовании произведения указывать свое наименование. Взаимоотношения между работодателем и автором (размер авторского вознаграждения, порядок их выплат и др.) определяются договором.
Правопреемники и другие лица. Поскольку авторское право переходит по наследству, наследники умершего автора также являются субъектами авторского права. Не переходят по наследству право авторства, права на имя и на защиту репутации автора, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав.
Кроме того, авторское право может переходить в порядке договорных отношений. При заключении авторского договора субъектами авторского права становятся физические и юридические лица, которые могут осуществлять имущественные права вместо автора.
По закону допускается использование в определенных границах произведений без согласия автора и выплаты вознаграждения (ст. 18—26 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).
4. Понятие и виды прав автора
Личные неимущественные права. Имущественные права.
К личным неимущественным правам автора относятся права:
авторства — признание автором созданного произведения;
на имя — использование произведения под своим подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени (анонимно);
на обнародование — обнародование или разрешение обнародования произведение в любой форме, включая право на отзыв. Отозванное произведения считается не обнародованным;
на защиту репутации — защита произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Данное право осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, предусматривающим защиту чести, достоинства и деловой репутации.
Данные права могут принадлежать исключительно авторам произведений и не зависят от имущественных прав или их переуступки.
К имущественным правам относятся права: на воспроизведение, на распространение, на импорт, на публичный показ, на публичное исполнение, на передачу в эфир, на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, на перевод, на переработку.
воспроизведение — изготовление одного или более экземпляров произведения в любой форме;
распространение — реализация различными способами (продажа, сдача в прокат);
импорт — ввоз из-за границы с целью распространять произведение;
публичный показ — показ, демонстрация произведения непосредственно, на экране с помощью технических средств;
публичное исполнение — звуковое исполнение произведения перед неопределенным кругом лицом;
передача в эфир — сообщение произведения путем передачи в эфир;
сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю — сообщение произведения по кабелю, т. е. только для абонентов того или иного канала;
перевод — изменение языковой формы произведения как самостоятельно, так и разрешение сделать это другим лицам;
переработка — переделка, аранжировка или иная переработка произведения самостоятельно или разрешение сделать это.
5. Сроки в авторском праве
Общий срок действия авторского права — в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти (или смерти его последнего соавтора). Исключением являются личные неимущественные права, которые охраняются бессрочно.
Срок охраны авторского права исчисляется с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для течения срока (создание произведения, смерть автора).
Если автор неизвестен (произведения опубликованы анонимно или под псевдонимом), то авторское право охраняется в течение 50 лет с момента обнародования произведения. Однако если автор раскроет свое имя, к защите его прав будет применяться общий срок охраны.
Произведение, выпущенное в свет уже после смерти автора, будет охраняться в течение 50 лет после его выпуска.
Особенности охраны прав автора:
который был репрессирован и реабилитирован посмертно, — срок охраны начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации;
участвовавшего в Великой Отечественной войне и работавшего во то время — срок охраны продлевается на 4 года.
По истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние и могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.
6. Авторский договор
По авторскому договору одна сторона — автор за вознаграждение передает другой стороне имущественные права на использование созданного им произведения. Предметом такого договора не могут быть права на произведения, которые автор создаст в будущем.
Существенные условия авторского договора:
способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
срок и территория, на которые передается право;
размер вознаграждения и (или) порядок определения этого размера за каждый способ использования произведения, порядок и сроки выплаты;
другие условия по соглашению сторон.
Авторский договор может быть заключен с передачей исключительных прав другому лицу (по такому договору лицо может использовать произведение в установленном порядке определенными способами, а также имеет право запрещать подобное использование другим лицам) или на основе передачи неисключительных прав (использование произведения лицом допускается наравне с другими пользователями таким же способом).
Если в договоре прямо не указывается, на какой основе передаются права, то они считаются переданными на неисключительной основе.
В свою очередь, лицо, получившее по договору право на использование имущественных прав автора, может передать их другому лицу, но только если это прямо предусмотрено в авторском договоре.
Срок договора определяется сторонами. Если условие о сроке отсутствует, то по истечении 5 лет автор может расторгнуть данный договор, предварительно письменно предупредив об этом пользователя за 6 месяцев.
Вознаграждение автора может устанавливаться в виде как зафиксированной суммы, так и процентов от дохода за тот или иной способ использования. Стороны могут предусмотреть и иную форму выплаты вознаграждения. При этом минимальные его ставки устанавливаются Правительством РФ, а если вознаграждение предполагается в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть определен максимальный тираж произведения.
Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Исключением является договор на использование произведения в периодической печати, который может быть заключен в устной форме.
Ответственность по авторскому договору предусматривает, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении виновная сторона обязана возместить убытки другой стороны, включая упущенную выгоду.
Одним из видов авторского договора является авторский договор заказа, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику, а заказчик, в свою очередь, выплатить автору аванс на условиях, предусмотренных в договоре.
Данный договор обладает некоторой спецификой. Так, по общему правилу предметом авторского договора не может быть произведение, которое будет создано в будущем. Однако по договору заказа предполагается, что произведение уже задумано автором, т. е. имеет название, жанр, сферу применения и т. д., хотя и не существует в законченном виде.
Договор заказа должен содержать все существенные условия авторского договора, в то же время предусматривает ограниченную ответственность автора. При невыполнении заказа автор обязан возместить заказчику причиненный ему реальный ущерб, но не упущенную выгоду.
7. Условия свободного использования произведений авторского права
При реализации своих прав автор претерпевает и ряд некоторых ограничений, которые выражаются в праве третьих лиц использовать произведения без согласия авторов и без выплаты им вознаграждения. В ряде случаев при таком использовании обязательным условием являются указание имени автора, использование только части произведения и др. Перечислим следующие способы свободного использования произведений авторского права.
Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускается свободное воспроизведение обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях. Исключением является произведения архитектуры (здания, сооружения), базы данных, программы для ЭВМ (за некоторыми исключениями), репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов.
Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускаются следующие виды использования произведений с обязательным указанием имени автора:
цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, критических и информационных целях;
использование в качестве иллюстраций в изданиях, в радио - и телепередачах, звуко - и видеозаписях учебного характера;
воспроизведение в газетах, передача в эфир ранее опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам;
воспроизведение в газетах, передача в эфир публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений;
воспроизведение произведений для слепых специальными способами (рельефно-точечным шрифтом) без извлечения прибыли.
Использование произведений путем репродуцирования: допускается репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:
библиотеками и архивами для восстановления и замены утраченных или испорченных экземпляров;
отдельных статей и малообъемных произведений библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
отдельных статей и малообъемных произведений образовательными учреждениями для аудиторных занятий.
Свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения: в отношении произведений, расположенных в местах открытых для свободного посещения (в музеях, выставках), допускается их свободное воспроизведение и передача в эфир, за исключением использования их в коммерческих целях.
Свободное публичное исполнение: допускается свободное исполнение музыкальных произведений в оправданном объеме во время официальных и религиозных церемоний, а также на похоронах.
Свободное воспроизведение для судебных целей: в целях судебного производства допускается использование произведений без согласия автора.
Свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания: при получении права на передачу в эфир произведения организация эфирного вещания имеет право без согласия автора перезаписывать данное произведение для собственных передач. По истечении 6 месяцев организация должна уничтожить такую запись, если иное не согласовано с автором.
Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ: любое лицо, правомерно владеющее программой ЭВМ или базой данных, может:
вносить в нее изменения, необходимые для ее функционирования на технических средствах пользователя;
изготавливать ее копию, предназначенную только для замены утерянного, уничтоженного или непригодного к использованию оригинала или в архивных целях.
Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора с выплатой авторского вознаграждения: изготовители и импортеры оборудования (аудио - и видеомагнитофонов) и материальных носителей (звуко - и (или) видеопленок и кассет, лазерных дисков, компакт-дисков) могут без согласия авторов, но с обязательной выплатой вознаграждения воспроизводить аудиовизуальные произведения или звукозаписи. Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Если соглашением не предусмотрено иное, вознаграждение распределяется в следующей пропорции: 40% — авторам, 30% — исполнителям, 30% — производителям фонограмм.
8. Понятие смежных прав
Смежные права — совокупность норм права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Такие права в буквальном смысле являются смежными, сопредельными с авторскими правами.
Источники смежных прав сходны с источниками авторского права. Кроме того, к ним относятся ряд специальных подзаконных правовых актов, а также международные договоры, которые имеют приоритет над нормами гражданского права в случае их противоречия:
Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ);
постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. № 908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций»;
постановление Правительства РФ от 12 апреля 1999 г. № 413 «О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав»;
Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. ;
Международная конвенция об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г.;
Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. и др.
Смежные права признаются за исполнителем, производителем фонограммы, организацией эфирного или кабельного вещания, если:
исполнитель является гражданином Российской Федерации;
производитель фонограммы — гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в Российской Федерации;
организация эфирного или кабельного вещания — юридическое лицо, зарегистрированное в Российской Федерации;
исполнение, постановка, их запись на фонограмму или включение в передачу в эфир или по кабелю впервые имели место на территории Российской Федерации;
фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации;
передача в эфире или по кабелю осуществляется с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.
9. Объекты и субъекты смежных прав
Объектами смежных прав являются:
исполнение — представление произведений посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств;
постановка — одна из форм исполнения;
фонограмма — любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков;
передача организации эфирного или кабельного вещания — передача, созданная самой этой организацией, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
Субъектами смежных прав являются:
исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства, в том числе дирижер, режиссер-постановщик;
производитель фонограммы — физическое или юридическое лицо, записавшее ее. Таким лицом признается, если не доказано обратное, лицо, указанное на фонограмме;
организация эфирного или кабельного вещания — юридическое лицо, создавшее передачу и осуществляющее ее по эфирному или кабельному вещанию (радиостанции, телевизионные компании).
Субъекты смежных прав наделяются имущественными и личными неимущественными правами, осуществление которых возможно при соблюдении прав автора исполняемого произведения.
Исполнитель имеет право:
на имя;
на защиту исполнения от искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения:
передавать в эфир или по кабелю исполнение;
записывать ранее не записанные исполнения;
воспроизводить запись исполнения;
сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записано исполнение с участием исполнителя. При записи исполнения на фонограмму это право переходит к производителю фонограммы, за исполнителем сохраняется право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров фонограммы.
Данные права могут передаваться по соглашению другим лицам.
Производитель фонограммы имеет право использовать фонограмму в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы, а именно:
воспроизводить фонограмму;
переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;
распространять экземпляры фонограммы, т. е. продавать, сдавать их в прокат и т. д.;
импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения.
Ограничение смежных прав производителя фонограммы допускается в виде ее использования без согласия производителя, но с выплатой вознаграждения для публичного исполнения, ее передачи в эфир или сообщения по кабелю.
Организация эфирного и кабельного вещания имеет право использовать передачу в любой форме и давать разрешение на такое использование, включая право на получение вознаграждения за предоставление этого разрешения, в частности:
одновременно передавать в эфире и по кабелю другой организации эфирного и кабельного вещания;
сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю (в эфире);
записывать передачу;
воспроизводить запись передачи;
сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.
Допускается ограничение смежных прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания в виде свободного использования без их согласия и без выплаты вознаграждения объектов смежных прав в следующих случаях:
для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из них;
в целях обучения или научного исследования;
для цитирования в информационных целях;
в личных целях.
10. Срок действия смежных прав
Срок действия смежных прав исполнителя составляет 50 лет со дня первого исполнения. Исключение — права исполнителя на имя и защиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства, которые охраняются бессрочно.
Права производителя фонограммы охраняются в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или первой записи (если так и не была опубликована).
Права организаций эфирного и кабельного вещания охраняются также в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.
Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием охраны смежных прав.
Кроме того, установленный срок увеличивается на 4 года, если исполнитель участвовал в Великой Отечественной войне и работал в то время. Если же он был репрессирован и посмертно реабилитирован, то срок отсчитывается с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
Наследники или правопреемники юридических лиц в течение срока охраны смежных прав имеют право разрешать использование их объектов и получать вознаграждение за это.
11. Ответственность за нарушение авторских и смежных прав
При нарушении авторских и смежных прав их обладатели могут обращаться в установленном порядке в суд; арбитражный суд; третейский суд; орган дознания; органы предварительного следствия.
Самым распространенным нарушением является незаконное изготовление и распространение копий экземпляров произведений и фонограмм на различных материальных носителях (контрафактные экземпляры). Такие экземпляры подлежат обязательной конфискации по решению суда и последующему уничтожению или передаче обладателю авторских и смежных прав.
Предусматриваются следующие виды ответственности за нарушение авторских и смежных прав: гражданская, административная, уголовная.
Гражданско-правовые меры защиты нарушенного права включает:
признание права;
восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;
возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;
выплата компенсации в сумме от 10 до 50 000 МРОТ, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
принятие иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой прав.
Административная ответственность за нарушения авторских и смежных прав предусмотрена за распространение произведений и фонограмм в целях извлечения коммерческой прибыли, если:
экземпляры являются контрафактными;
на экземплярах указана ложная информация об изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав;
произошло иное нарушение.
Мерами административной ответственности являются:
наложение штрафа в размере от 15 до 400 МРОТ (в зависимости от субъекта правонарушения);
конфискация контрафактных экземпляров.
Уголовная ответственность предусматривается за присвоение авторства (плагиат) или незаконное использование объектов авторского или смежного права, если это причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. Мерами такой ответственности являются штраф; обязательные работы; арест; лишение свободы.
< Попередня Наступна >