Глава 2. Гражданское право как отрасль права // 1. Гражданское право в российской системе права
Гражданское право - Гражданское право |
До недавнего времени отечественная правовая система, развивавшаяся как система советского права, представляла собой комплекс весьма многочисленных самостоятельных правовых отраслей, количество которых насчитывало несколько десятков. Ее главной особенностью было многообразие составляющих элементов при принципиальном отказе от их общего, традиционного деления на сферы частного и публичного права. К числу известных преимуществ такого подхода можно было отнести возможность максимального учета специфики разнообразных видов общественных отношений, регулируемых правом, тщательность и разветвленность их регламентации. Однако при этом неизбежными стали сложности и громоздкость всей сложившейся правовой системы и возникающие трудности в практическом применении в "пограничных", переходных ситуациях, складывавшихся на стыке отдельных правовых отраслей. Решение проблемы нередко искали в создании новых, "комплексных", или "вторичных", правовых отраслей наряду с ранее действовавшими, общепризнанными, что еще более усложняло всю систему. Главной задачей правовой системы является не разграничение правовых отраслей и их сфер (хотя очевидно, что без этого просто нельзя говорить об их системе), а обеспечение их единого комплексного воздействия на регулируемые общественные отношения. Поэтому система права должна характеризоваться внутренней согласованностью всех входящих в нее подсистем (элементов), опирающейся на социально-экономические и организационно-правовые факторы*(3).
Прежний правопорядок в той или иной мере достигал этих целей с помощью построения системы правовых отраслей по иерархическому принципу*(4). Она представляла собой некую "пирамиду", во главе которой находилось конституционное (государственное) право с подчиненными основными отраслями - гражданском, уголовном, административном и процессуальном правом, в свою очередь возглавлявшими группы правовых отраслей, большей частью выделившихся из базовых, "материнских" (например, из гражданского права выводилось семейное и трудовое право, из административного финансовое и налоговое). Таким образом, всю эту систему пронизывали публичные начала, оформлявшие безграничное, по сути, вмешательство государства в любые сферы жизни общества и его членов и обеспечивавшие преимущественную защиту государственных и общественных (публичных) интересов. Данный подход вполне соответствовал административно-плановому характеру государственной экономики и реальной роли государства в общественной жизни.
Кардинальное реформирование экономического и общественного строя в качестве одного из неизбежных следствий заставило реформировать правовую систему. Восстановление частноправовых начал и переход к принципиальному делению всей правовой сферы на частноправовую и публично-правовую привели к тому, что место "пирамиды" соподчиненных отраслей заняла новая система, основанная на равенстве этих подходов. В этой системе две взаимодействующие, но неподчиненные сферы частного и публичного права включают в себя всю систему имеющихся правовых отраслей и подотраслей.
В настоящее время данные сферы пока еще находятся в состоянии формирования и окончательные ответы на возникающие при этом вопросы, должна дать наука теории государства и права, учитывая, конечно, состояние и выводы отраслевые правовых наук.
Новая система права в большей мере соответствует задачам формирования правового государства и гражданского общества, которое не должно более находиться под постоянным и всеобъемлющим государственным воздействием. Единство и согласованность этой системы обеспечивается не иерархической соподчиненностью ее элементов, а единством лежащих в ее основе общих правовых принципов, а также критериев выделения (обособления) правовых отраслей, определяющих функциональные особенности каждой из этих подсистем. Социально-экономическую базу такого положения составляют признание ключевой роли неотъемлемых прав и свобод личности, федеративная система государственного устройства, основанная на возрастающей роли регионов и местного самоуправления, а также рыночная организация хозяйства.
Основными общепризнанными критериями самостоятельности отраслей права являются наличие самостоятельного предмета правового регулирования, т. е. особой области общественных отношений, и метода правового регулирования, т. е. известной совокупности приемов, способов воздействия на данную группу общественных отношений, соответствующих их особому характеру. В качестве дополнительных критериев указывается также наличие особых, самостоятельных функций отрасли права, что связано с ее положением в общей системе права, и общих положений (Общей части), свидетельствующих о юридической однородности составляющих отрасль правовых институтов и норм. Гражданское право как самостоятельная правовая отрасль в полной мере отвечает всем перечисленным критериям.
Гражданское право составляет основу общественных отношений в обществе и является основной, базовой отраслью, предназначенной для регулирования частных, прежде всего имущественных, отношений. Под гражданским правом понимается совокупность норм и принципов, содержащихся в законах и в других нормативных правовых актах, принимаемых федеральным государством, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Общие нормы и принципы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на этот счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства (т. е. в субсидиарном или дополнительном порядке). Это касается прежде всего сферы семейного права, где такое положение получило прямое законодательное закрепление (ст. 4 Семейного кодекса РФ), а также частноправовых отношений, затрагиваемых институтами трудового, финансового, природоресурсного и экологического права. Именно на этом базируются небезосновательные попытки судебной практики использовать в трудовых отношениях гражданско-правовые нормы о возмещении морального вреда при возникновении необоснованного расторжения или изменения трудового договора.
В то же время нормы трудового или семейного права не могут использоваться для восполнения пробелов в сфере гражданско-правового регулирования ни при каких условиях.
В настоящее время происходит известное расширение сферы действия гражданского права. В первую очередь это относится к правовому регулированию землепользования и природопользования, изменивших свою экономическую и юридическую природу в связи с признанием права частной собственности на некоторые земельные участки и другие природные объекты. Гражданско-правовые начала все больше проникают в сферу семейных отношений. Взаимоотношения индивидуального управляющего с нанявшей его компанией (например, акционерным обществом) строятся по нормам акционерного (гражданского), а не трудового законодательства. Все это свидетельствует о возрастании социальной ценности гражданского права как наиболее эффективного регулятора формирующихся рыночных отношений в нашем государстве.
Таким образом, гражданское право занимает центральное, ключевое место в частноправовой сфере и в целом регламентирует большинство имущественных и большое количество личных неимущественных отношений. Косвенным показателем этого являются даже распространенные, хотя и необоснованные попытки применения гражданско-правовых норм к имущественным отношениям, входящим в предмет публичного, а не частного права. Например, при возврате налогоплательщикам неправильно удержанных сумм налогов необоснованно на них начисляются проценты, предусмотренные за нарушение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ).
< Попередня | Наступна > |
---|