Головна Російська юридична література Гражданское право ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Глава 49. Авторское право. Понятие и источники авторского права

Глава 49. Авторское право. Понятие и источники авторского права

Гражданское право - ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ГЛАВА СОРОК ДЕВЯТАЯ АВТОРСКОЕ ПРАВО

§ 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ АВТОРСКОГО ПРАВД

Понятие авторского права. Авторское право представляет собой самостоятельный правовой институт советского гражданского права. Предметом правового регулирования этого института являются авторские отношения, т. е. отношения, складывающиеся в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

По своему составу авторские отношения подразделяются на два вида тесно взаимосвязанных отношений: личные неимущественные и имущественные авторские отношения.

Особенности авторского права определяются спецификой авторских отношений, имеющих своим объектом (в отличие от большинства гражданских правоотношений) не материальные, а духовные, культурные ценности (блага). Произведения науки, литературы и искусства — продукт духовного творчества, и они не рассматриваются законом в качестве вещей. Даже тогда, когда произведение и материальная форма его воплощения нераздельны (картина, скульптура), результатом труда автора является произведение как культурная ценность, Это находит свое отражение в ряде моментов и, в частности, в том, что и после продажи картины художник сохраняет право авторства на нее, может разрешить репродукцирова-ние и т. д.

В отличие от иных институтов гражданского права, регулирующих имущественные отношения по передаче вещей, выполнению работ и оказанию услуг, в авторском праве большое место занимают нормы, регулирующие личные неимущественные отношения (например, отношения, складывающиеся в связи с авторским именем, неприкосновенностью произведения и др.).

Творческий труд по созданию произведений науки, литературы и искусства имел огромное значение во все эпохи существования человеческого общества. Благодаря ему, человечество осознало себя, свою историю, под его воздействием оно

class="MsoNormal">439

формирует свою идеологию. Литература, наука, искусство всегда служили интересам определенных общественных групп, интересам определенных классов.

В условиях социализма они являются мощными факторами в борьбе за формирование коммунистического мировоззрения, играют огромную роль в выявлении и разрешении идеологических проблем общества.

Создатели произведений науки, литературы и искусства, как и все труженики социалистического общества, предоставляют ему результаты своего труда, получая за это соответствующее вознаграждение. Однако авторские отношения хотя и строятся с учетом действия закона распределения по труду, тем не менее регулируются не трудовым, а гражданским правом. Это обусловлено особенностями авторского труда, который сравнительно редко протекает в рамках,организованного коллектива, подчиняющегося правилу трудового распорядка. В большинстве случаев писатели, композиторы, художники и другие творческие работники сами организуют свой рабочий день. Они заключают с различными социалистическими организациями договоры о представлении последним готовых произведений. Существенные особенности имеет и оплата авторского труда; размер авторского вознаграждения определяется не количеством затраченного автором времени, а прежде всего идеологической, художественной и иной соответствующей ценностью созданного произведения.

Советское авторское право содействует широкому распространению произведений авторов, гарантирует им свободу творчества и охрану неприкосновенности произведений, обеспечивает сочетание личных интересов авторов с интересами всего нашего общества.

В нормах авторского права находит свое выражение гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений, как-то: начала равенства сторон, диспозитивность распоряжения правами, имущественная ответственность, исковой порядок защиты и др.

Сказанное выше позволяет определить авторское право как совокупность норм, регулирующих авторские отношения, складывающиеся в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право как правовой институт не следует смешивать с субъективными авторскими правами, возникающими у лиц (авторов, переводчиков, наследников и др.) в результате возникновения (изменения) соответствующих авторских правоотношений (о субъективных авторских правах см. § 4 настоящей главы).

Источники правового института. Отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы

440

и искусства, регулируются разд. IV Основ, разд. IV ГК РСФСР и соответствующими разделами гражданских кодексов других союзных республик1.

Основы и гражданские кодексы установили наиболее общие и в то же время наиболее принципиальные нормы, относящиеся ко всем видам произведений и ко, всем способам их использования. Таковы, например, предписания о правах автора (ст. 98 Основ, ст. 479 ГК), о соавторстве (ст. 99 Основ, ст. 482 ГК), о переводе произведения на другой, язык (ст. 102 Основ, ст. 489 ГК) и др.

Большую роль в регулировании авторских отношений играют типовые договоры, которые представляют собой специфические по форме нормативные акты (изложение норм в этих актах построено по системе соответствующего вида авторского договора). В настоящее время действует целый ряд типовых договоров, регулирующих отдельные виды авторских отношений. Таковы Типовой издательский договор на литературно-художественные произведения (1967 г.), Типовой издательский договор на произведения политической, научной, производственно-технической, учебной и другой литературы (1967 г.), Типовой постановочный договор (1956 г.), Типовой сценарный договор для художественных фильмов (1956 г.), Типовой издательский договор на произведения изобразительного искусства (1963г.) и др.

Кроме Основ, гражданских кодексов и типовых договоров авторские отношения регулируются рядом союзных и республиканских нормативных актов, в которых дается решение отдельных -вопросов авторского права (например, о размере авторского гонорара за определенные произведения науки, литературы и искусства).

В целях правильного и единообразного применения законодательства об авторском праве Пленумом Верховного Суда Союза ССР 19 декабря 1967 г. было принято постановление № 9 «О практике рассмотрения судами споров, вытекающих из авторского права»2.

§ 2. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВД

Общие положения. В соответствии с ч. I ст. 475 ГК авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и

* Наряду с новым законодательством сохранили силу ст. 15 Основ авторского права 1928 г. (см.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1964 г.) и ст. 5 и 22 Закона об авторском праве РСФСР от 8 октября 1928 г. (см.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 декабря 1964 г.).

" См.: «Советская юстиция», 1968, № 3, стр. 26—27.

441

достоинства произведения, а также способа его воспроизведения. Круг предметов авторского права довольно широк. Как предусматривает ч. III ст. 475 ГК, такими предметами могут быть устные и письменные произведения, произведения драматические, музыкальные, переводы, сценарии, кинофильмы, произведения живописи и др.

Для того чтобы то или другое произведение науки, литературы и искусства могло рассматриваться в качестве предмета авторского права, необходимо, чтобы оно обладало рядом черт. К числу этих черт относится творческий характер произведения, его объективная форма и возможность воспроизведения результата творческой деятельности автора.

Творческий характер произведений. Допуская бесчисленное разнообразие видов и форм произведений, закон, однако, к любому из них предъявляет одно обязательное требование— произведение должно быть результатом творческой деятельности автора (ч. II ст. 96 Основ, ч. II ст. 475 ГК).

Творческий характер труда при создании произведений науки, литературы и искусства проявляется в создании новых понятий, образов или в создании новых форм воплощения уже известных понятий и образов, представляющих собой идеальное отображение объективной действительности'.Произведение может быть новым как по содержанию, так и по форме. Таким, например, является роман К. Симонова «Живые и мертвые».

Творческая деятельность автора может выразиться также в придании уже имеющемуся^ произведению иной, качественно отличной формы, которая, естественно, влечет за собой определенные изменения в уже имеющемся содержании. Созданный А. Столпером сценарий фильма «Живые и мертвые» и созданный киностудией «Мосфильм» фильм «Живые и мертвые» являются самостоятельными объектами авторского права, ибо они представляют собой качественно иные формы выражения содержания, созданного К. Симоновым. Аналогичное положение имеет место при переделке повествовательного произведения в драматическое и наоборот, при воплощении образов и идей литературного произведения средствами живописи и ваяния и т. п.

Использование произведения одним лицом для создания нового, творчески самостоятельного произведения не препятствует другим лицам использовать тот же оригинал для созда'-ния нового произведения в ином или том же жанре. Например, произведение, переведенное одним лицом на другой язык, может быть переведено и другим лицом на тот же язык.

' См.: В. И. Серебровский. Вопросы советского авторского права. Изд-во АН СССР, 1956, стр. 34—35; Б. С. А н т и м о н о в, Е А. Ф л е и ш и ц. Авторское право. Госюриздат, 1957, стр 98—99; О. С. Иоффе. Советское гражданское право. Курс лекций, т. III. Изд-во ЛГУ, 1963, стр. 5.

442

Объективная форма произведения. Авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме (рукопись, чертеж, изображение, публичное произнесение или исполнение, пленка, механическая или магнитная запись и т. п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора (ч. II ст. 96 Основ, ч. II ст. 475 ГК).

Произведение как продукт духовной деятельности, не .выраженное в какой-либо объективной форме, не является объектом авторского права; оно не может быть воспринято и воспроизведено. Как известно, Бетховен считал законченной свою Десятую симфонию, но она не смогла стать объектом правовой охраны, так как не была автором записана и никогда не исполнялась.

Вместе с тем не следует смешивать объективную и материальную форму произведения. Объективной формой выражения произведения является, в частности, его публичное произнесение и исполнение, хотя возможно, что произведение автором еще не записано и не приобрело какой-либо материальной формы. Тем не менее оно может быть воспринято и воспроизведено другими людьми, например, путем стенографирования или записи на магнитную ленту.

С момента, когда произведение приобрело объективную форму, оно охраняется авторским правом. Никакой последующей регистрации произведения как условия правовой охраны не требуется '. Не требуется для этого и завершенности произведения. Правовой охране подлежат любые части произведения, если они носят творческий характер и выражены в объективной форме.

Выпуск произведения в свет — это его издание, публичное исполнение, публичный показ, передача по радио, телевидению или .осуществленное каким-либо иным образом сообщение произведения неопределенному кругу лиц (ст. 476 ГК). Сдача рукописи литературного произведения в набор, репетиция спектакля и другие действия по подготовке произведения к выпуску в свет не могут рассматриваться как использование произведения2.

Если автор знакомит со своим произведением ограниченный круг лиц, оно не считается выпущенным в свет (в частности, если автор представил его для обсуждения ученому совету,

' Авторы, желающие пользоваться услугами Управления по охране авторских прав Союза писателей СССР и Союза художников СССР для сбора причитающегося им гонорара, регистрируют там свои произведения. Эта регистрация не оказывает никакого влияния на признание или непризнание произведения объектом правовой охраны.

2 См. п. 5 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 19 декабря 1967 г,

443

отделению творческого союза, ознакомил .с ним сврих друзей и т. п.). Не считается выпуском в свет информация о произведении' с изложением его содержания. Размножение произведения с грифом «на правах рукописи» среди неопределенного круга лиц является выпуском произведения в свет, если иное не предусмотрено постановлением Совета Министров РСФСР (ч. II ст. 476 ГК). Так, автореферат диссертации, разосланный для ознакомления в научные и иные организации, является произведением, выпущенным в свет, ибо с ним могут знакомиться все желающие.

§ 3. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА ;

•о

Общие положения. Закон различает две категории . субъектов авторского права: 1) лица, творческим трудом которых создано произведение науки, литературы или искусства; 2) лица, к которым авторское право перешло в силу предусмотренных законом оснований (в порядке наследования, в результате выкупа авторского права государством и др.).

Авторы. К ним относятся все создатели объектов авторского права'. Создателем произведения практически может стать любое лицо независимо от его возраста, состояния здоровья и т. д. Правда, в процессе осуществления авторских прав за- ' кон учитывает ряд моментов, с наличием которых связывает определенные правовые последствия. В частности, если создателем произведения является ребенок в возрасте до 15 лет, авторские правомочия осуществляют за него от его имени родители, усыновители или опекуны (ст. 14 ГК). Несовершен-

* Гражданство автора имеет значение для решения вопроса об охране его прав нормами советского авторского права. Если произведение впервые выпущено в свет на территории СССР либо не выпущено в свет, но находится на территории СССР в какой-либо объективной форме, авторское право признается за автором и его наследниками независимо от их гражданства (ст. 97 Основ, ст. 477 ГК).

В тех случаях, когда произведение гражданина СССР впервые выпущено в свет или находится в какой-либо объективной форме на территории иностранного государства, авторское право признается за автором и 'его наследниками. За гражданами иностранных государств и лицами без гражданства авторское право на такие произведения признается лишь на основании и в пределах международных соглашений, заключенных СССР (ст. 97 Основ, ст. 478 ГК). В настоящее время Советский Союз не имеет соответствующих соглашений, поэтому произведения иностранных граждан и лиц без гражданства, впервые выпущенные в свет за границей или находящиеся там в объективной форме, нормами советского авторского права, не охраняются. Они, в частности, могут быть использованы на территории СССР, без заключения договора с автором и без выплаты ему вознаграждения. Отсюда, однако, не вытекает возможность присвоения кем-либо авторства на такие произведения, ибо автором является лишь лицо, творческим трудом которого произведение создано.

444

нолетние в возрасте от 15 до 18 лет свои авторские права осуществляют самостоятельно (ст. 13 ГК). В тех случаях, когда совершеннолетний автор признан недееспособным (ст. 15 ГК), авторские правомочия за него. реализует его опекун.

Осуществление творческой деятельности в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации не оказывает какого-либо влияния на признание создателя произведения субъектом авторского права; создателю произведения принадлежит авторское право на это произведение (ст. 100 Основ, ст. 483 ГК). Факт создания произведения в указанном порядке предопределяет лишь некоторые особенности в части использования произведения и выплаты вознаграждения автору.

Соавторы. Нередко произведения "создаются трудом не одного, а двух или более лиц. Все создатели произведения становятся субъектами авторского права. Между ними возникают отношения соавторства. Различается два вида соавторства:

а) нераздельное и б) раздельное. Соавторами может быть создано произведение, представляющее собой одно неразрывное -целое. Такова, например, картина «Великий Новгород», созданная художниками М. Куприяновым, П. Крыловым и Н. Соколовым, известными под псевдонимом Кукрыниксы. Здесь соавторство является нераздельным. Соавторство может привести также к созданию произведения, каждая из -частей которого имеет и самостоятельное значение. Типичный пример подобного соавторства — создание учебника, главы которого написаны различными авторами. В данном случае соавторство раздельное. ' '

Авт'орское право" на коллективное произведение принадлежит всем авторам сообща при любом виде соавторства. При раздельном соавторстве, кроме того, каждый из соавторов сохраняет свое авторское право на созданную им часть коллективного произведения, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения (ст. 99 Основ ст.482ГК).

Порядок осуществления авторского права на коллективное произведение и распределения вознаграждения между соавторами определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения авторское право осуществляется всеми соавторами сообща, а вознаграждение распределяется между ними в порядке, предусмотренном законодательством СССР и РСФСР.

Не становятся соавторами лица, которые оказывали автору техническую помощь (редакторы, корректоры, консультанты и т. п.).

Соавторство основывается на соглашении между создателями произведения. Это соглашение может предшествовать

445

началу работы над произведением, может быть заключено и в процессе работы'. Например, в процессе работы над сценарием с согласия автора киностудия привлекает профессионала, который помогает автору-писателю доработать сценарий с учетом законов кинематографии. В отдельных случаях согласие на доработку произведения, создающую отношения соавторства, может быть дано после смерти автора его наследниками,

Составители сборников. Статья 487 ГК наделяет авторским правом составителей сборников, в которые включены произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского права (например, сборники законов, судебных решений и т. д.), а также произведений, не охраняемых авторским правом (сборники древних актов, сборники фольклорных произведений). Приобретение этими лицами авторского права закон связывает с фактом самостоятельной обработки и систематизации включенного в сборник материала. Аналогичное право принадлежит гражданам, самостоятельно обработавшим отдельные произведения указанного выше рода.

В тех случаях, когда предметом обработки и систематизации являются произведения, на которые кому-либо принадлежит авторское право, составитель сборника пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов соответствующих произведений.

Наследники автора. Принадлежащее создателю произведения авторское право называется первоначальным. После смерти автора субъектами авторского права становятся его наследники. Их авторское право является производным. Если автор завещал свое авторское право государству, последнее также становится субъектом производного авторского права в порядке наследования.

Юридические лица как субъекты авторского права. Авторское право за организациями признается в случаях и в пределах, установленных законодательством СССР и РСФСР (ст. 100 Основ, ст. 484 ГК). Так, закон признает авторское право за организациями, выпускающими в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания (ст. 485 ГК). Авторское право на кинофильм или телевизиомый фильм в целом принадлежит предприятию, осуществившему его съемку, а на радио- и телевизионные передачи—передающим их радио и телевизионным организациям (ст. 486 ГК).

' См. п. 1 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 19 декабря 1967 г.

446

Юридические лица становятся носителями первоначального авторского права в силу своей деятельности, которая приводит к созданию комплексных произведений. Такие произведения создаются трудом большого коллектива, деятельность которого объединяется соответствующим юридическим лицом. Одних членов этого коллектива связывают с юридическим лицом трудовые отношения (например, режиссеры, операторы, художники, редакторы, артисты и т. д.), других—отношения по авторскому договору (писатели, сценаристы, композиторы и т. п.). Однако безотносительно к тому, какой характер носят отношения между отдельными членами коллектива и юридическим лицом, авторское право последнего возникает лишь в результате творческой деятельности соответствующих работников. На основании ст. 486 ГК автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на созданные ими произведения. Равным образом авторское право на произведения, включенные в радио- и телевизионные передачи, в научные сборники, энциклопедические словари и т. п., принадлежит их автору (ст. 485, 486 ГК).

Что касается труда других членов коллектива, то он хотя и оказывает весьма существенное влияние на характер и качество комплексного произведения, тем не менее не создает соответствующим работникам авторские права. Таков, например, труд редакционных коллегий журналов и научных сборников, труд редакторов, художников-исполнителей и т. п.

Советское государство выступает в качестве субъекта авторского права в случае выкупа им авторского права у автора (ст. 106 Основ,' ст, 501 ГК) и в случае объявления произведения достоянием государства (ст. 502 ГК).

§ 4. СУБЪЕКТИВНЫЕ АВТОРСКИЕ ПРАВД

Общие положения. Содержание субъективного авторского права определяется ст. 98 Основ, ст. 479 ГК, которые закрепляют за автором комплекс личных неимущественных и имущественных прав. Особый характер произведения как идеологической ценности предопределяет большой удельный вес личных неимущественных прав в общей системе правомочий, закрепленных за автором. К числу личных неимущественных прав автора относятся право авторства, право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения и право на его неприкосновенность. Право автора на вознаграждение носит имущественный характер.

447

Право авторства—это право, в соответствии с которым лицо признается автором произведения. Одним из элементов этого права является право на авторское имя, дающее автору возможность воспроизводить и распространять свое произведение под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно).

Воля автора относительно способа обозначения его имени обязательна для всех лиц и организаций, использующих произведение, если иное не вытекает из закона. В соответствии с п. 4 ст. 104 Основ (п. 4 ст. 495 ГК) необязательно указание имени автора при использовании в промышленных изделиях произведений изобразительного искусства, а также фотографических произведений. Во всех остальных случаях анонимное воспроизведение и распространение произведений может основываться лишь'на соглашении с автором.

Лица и организации, использующие произведение, не вправе разглашать действительное имя автора, если последний воспользовался псевдонимом или выпустил произведение в свет анонимно (за исключением случаев, когда соответствующие требования предъявляются органами следствия или судом). .

Право авторства не сводится к праву на авторское имя. Даже выпуская в свет произведение анонимно, автор не отказывается от права авторства; он лишь специфически осуществляет свое правомочие на авторское имя. В случае присвоения кем-либо авторства на все произведение или часть его (независимо от того, было опубликовано оно под собственным именем автора, под псевдонимом или анонимно) автор вправе воспользоваться соответствующими способами правовой защиты.

Право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения есть личное неимущественное право, обеспечивающее автору возможность ознакомить с произведением широкие слои населения. Право на опубликование—это право на выпуск произведения в свет (см. § 2 настоящей главы). В соответствии с этим правом только автор может решить вопрос о готовности произведения, признать его подлежащим публикации. При жизни автора опубликование произведения помимо его воли недопустимо. В отдельных случаяхсогласие на опубликование произведения должно быть дано не только автором, но и другими лицами, интересы которых оно затрагивает. Так, в соответствии со ст. 514 ГК опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такое согласие не требуется, если это

448

делается в государственных или общественных интересах либо изображенное лицо позировало автору за плату.

Статья 491 Казахской ССР предусматривает, что право на письма, дневники и записки принадлежит их автору. Опубликование дневников, записок, заметок и т. п. допускается лишь с согласия их автора, а писем—с согласия их автора и адресата. В случае смерти кого-либо из них указанные документы могут публиковаться с согласия пережившего супруга и детей умершего. Для издания и распространения произведений науки, литературы и искусства государство создает специализированные организации — издательства, театры, филармонии, киностудии и др. (подобные организации могут образовываться также творческими союзами). Этим организациям авторы предоставляют в определенных пределах право использовать свои произведения, т. е. воспроизводить и распространять их, за что получают соответствующее вознаграждение.

Право на воспроизведение и распространение не идентично праву на опубликование. И после того, как произведение опубликовано, за автором сохраняется право на воспроизведение и распространение. Всякое последующее воспроизведение или распространение произведения может иметь место лишь с согласия автора, если иное не предусмотрено законом. Это вытекает из ч. I ст. 101 Основ, ст. 488 ГК, согласно которым использование произведения автора другими лицами допускается не иначе, как на основании договора с авторами или его наследниками, кроме случаев, указанных в законе.

/Использование произведения для перевода. Перевод чужого изданного произведения на другой язык является творческой деятельностью. Статья 102 Основ, ст. 489 ГК допускает перевод без согласия автора переводимого произведения, но с обязательным указанием автора оригинала при использовании переведенного произведения и при условии сохранения целостности и смысла произведения. Организация, заказавшая перевод, должна уведомить об этом автора немедленно после одобрения ею перевода к использованию и по требованию автора представить ему для просмотра экземпляр перевода. При наличии в переводе нарушений целостности или искажений смысла произведения автор (а после его смерти лица, указанные в ст. 481 ГК) вправе воспользоваться средствами защиты, установленными на случай нарушения неприкосновенности произведения (ст. 499 ГК).

Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод (ст. 490 ГК) со всеми вытекающими из этого последствиями. Автор оригинала имеет право на вознаграждение за использование его произведения в переводе на другой язык

449

лишь в случаях, предусмотренных постановлениями Совета Министров РСФСР (ст. 491) '.

Право перевода на русский язык произведений, выпущенных в свет на иностранных языках как в РСФСР, так и за ее пределами, может быть объявлено монополией государства решением Совета Министров РСФСР (ч. II ст. 502 ГК).

Использование произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Статья 103 Основ, ст. 492 ГК определяют случаи использования произведения без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения (но с обязательным указанием фамилии автора и источника заимствования). К ним относятся:

1) использование чужого изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения,2 кроме переработки повествовательного произведения в драматическое либо в сценарий и наоборот, а также переработки драматического произведения в сценарий и наоборот. Для переработки указанных произведений требуется разрешение автора. Такое разрешение дается в форме договора о переделке произведения одного вида в произведение другого вида, заключаемого между автором и организацией, заказывающей переделку (ст. 516 ГК);

2) воспроизведение в научных и критических работах, учебных и политико-просветительных изданиях отдельных изданных произведений науки, литературы и искусства и отрывков из них в пределах, устанавливаемых постановлением Совета Министров РСФСР. Пределы заимствования в настоящее время определяются ст. 5 Закона об авторском праве РСФСР 1928 г.3. Отрывки, заимствованные из произведений одного автора, не Должны превышать 10000 типографских знаков для

' В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 623 от 27 июля 1966 г. (СП РСФСР, 1966, № 23—24, ст. 116) автор оригинала имеет право на вознаграждение при публичной постановке переводов его произведений, независимо от языка оригинала и перевода; п. VII постановления Совета Министров РСФСР от 7 апреля 1960 г. № 530 (СП РСФСР, 1960, № 16, ст. 64) предусматривает выплату вознаграждения автору оригинала при издании в переводе на русском языке литературно-художественного произведения, первоначально изданного на одном из языков народов СССР. При переводе литературно-художественного произведения с русского языка на иные языки народов СССР, а также с языка одного из народов СССР на другой (кроме русского) вознаграждение автору оригинала не выплачивается. Не, выплачивается автору оригинала вознаграждение в случае издания в переводе на любой другой язык народов СССР произведений политической, научной, производственно-технической, учебной и другой (кроме художественной) литературы (см. подпункт «а» п. XII постановления Совета Министров РСФСР от 20 марта 1962 г. № 326 (СП РСФСР, 1962, № 3, ст. 19).

2 Термин «изданное» в данном случае равнозначен термину «выпущенное в свет».

' См.: «Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1964, № 51, ст. 892, п. 23.

450

прозы и 40 строк для стихотворений. Из капитальных научных трудов допускается перепечатка до 40000 типографских знаков;

3) информация в периодической печати, кино, по радио и телевидению о выпущенных в свет произведениях науки, литературы и искусства. Информация может сопровождаться воспроизведением небольших отрывков из произведения. Воспроизведение всего произведения, хотя бы и с пояснительными текстами, выходит за пределы информации;

4) воспроизведение в газетах, кино, по радио и телевидению публично произнесенных, речей, докладов, а также выпущенных, в свет произведений литературы, науки и искусства. Расшифровывая содержание п. 4 ст. 103 Основ, ст. 492 ГК воспроизведением признает также транслирование по радио и телевидению публично исполненных произведений непосредственно с места их исполнения; s

5) воспроизведение произведений изобразительного искусства (каким-либо способом, кроме механически контактного копирования), находящихся в местах, открытых для свободного посещения, за исключением выставок и музеев. В данном случае речь идет о воспроизведении, которое не приводит к созданию новых произведений, например, о создании копий, фотографий, не содержащих элементов творчества, и т. п. Условия использования чужого произведения для создания нового произведения определяются п. 1 ст. 103 Основ, п. 1 ст. 492 ГК.

Использование произведений без согласия автора с условием выплаты ему вознаграждения предусмотрено ст. 104 Основ, ст. 495 ГК. В соответствии с этими статьями разрешается:

1) публичное использование выпущенных в свет произведений, однако если плата с посетителей не взимается, автор имеет право на вознаграждение лишь в случаях, установленных Советом Министров республики;

2) запись в целях публичного воспроизведения или распространения выпущенных в свет произведений на пленку, пластинку, магнитную 'ленту или иное устройство, за исключением использования произведения в кино, по радио и телевидению (п. 4 ст. 103 Основ, п. 4 ст. 492 ГК). Вознаграждение автору должна выплачивать организация, осуществившая запись;

3) использование.композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом. Обязанность выплачивать вознаграждение автору литературного произведения возникает у организации, использующей музыкальное произведение с текстом;

4') использование произведений изобразительного искусства, а также фотографических произведений в промышленных изделиях. В этом случае без согласия автора могут быть использованы лиц1ь выпущенные в свет произведения. Указание

451

фамилии автора при использовании произведения в промышленных изделиях не обязательно, во всех других случаях (предусмотренных ст. 495 ГК) оно необходимо.

Особый случай использования произведений без согласия автора предусмотрен ст. 515 ГК, согласно которой выполненные по заказам организаций архитектурные, инженерные и иные технические планы, чертежи и рисунки могут быть использованы заказчиками для своих нужд, переданы ими для использования третьим лицам или воспроизведены в печати без выплаты автору дополнительного вознаграждения.

Закон не возбраняет воспроизведение или иное использование чужого произведения для удовлетворения личных потребностей, например снятие копии с картины для личного пользования (ст. 493 ГК). Согласия автора для подобного использования не требуется.

Право на неприкосновенность произведения гарантирует автору сохранение индивидуальности его произведения, исключает возможность исправлений и переделок произведения со стороны лиц и организаций, использующих последнее.

Содержание принадлежащего автору права на неприкосновенность произведения определяется ст. 480 ГК, которая запрещает при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения в содержание произведения, в его. название и обозначение им'ени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

Неприкосновенность произведения охраняется и после смерти автора (ст. 481 ГК) '.

Право на вознаграждение. Автор, произведение которого используется другими лицами, имеет право на вознаграждение, за исключением случаев, когда закон не предусматривает его выплаты. Вознаграждение автора есть форма оплаты за труд.

Количественный учет труда автора выражается в оплате за каждую стихотворную строку, минуту звучания музыки, за печатный лист (40 000 печатных знаков) и т. п.

' Сам автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания (ст. 544 ГК), указать лицо, на которое он возлагает охрану неприкосновенности своих произведений после своей смерти. При отсутствии указаний автора охрана неприкосновенности его произведений после его смерти осуществляется наследниками, а также организациями, на которые возложена охрана авторских прав (Министерство культуры СССР и другие государственные организации, творческие союзы и их управления по охране авторских прав). Эти организации осуществляют охрану неприкосновенности произведения также при отсутствии наследников и после прекращения -авторских прав последних (ст. 496 ГК).

452

Качественный учет находит свое отражение в ставках оплаты. Например, за печатный лист художественной прозы авторский гонорар может быть определен в размере 150, 225, 300 и 400 руб. Во многих случаях размер авторского вознаграждения зависит от общественной оценки произведения. Так, если литературное произведение приобрело популярность, пользуется большим спросом и переиздается, то автор в установленных законом размерах получает вознаграждение за каждое издание'. Аналогичным образом, помимо вознаграждения за создание произведения, авторы драматических произведений, опер, балетов получают процентные отчисления от валового сбора, вырученного от продажи билетов за каждый спектакль, а авторы сценариев, музыки к фильму и некоторые другие— дополнительное вознаграждение (за каждую копию фильма), выраженное в процентном отношении к основному вознаграждению.

Авторы, создающие произведения в порядке выполнения служебного задания, получают вознаграждение в форме заработной платы. Выплата автору такого произведения авторского вознаграждения (сверх заработной платы) устанавливается законодательством Союза ССР и постановлениями Советов Министров республик. Так, штатные художники предприятий помимо заработной платы получают авторское вознаграждение за тиражирование их произведений в промышленных изделиях2.

Ставки авторского вознаграждения устанавливаются Советами Министров союзных республик, кроме случаев, когда законодательство Союза ССР относит утверждение этих ставок к ведению Союза ССР (ст. 479 ГК). Отсутствие утвержденных ставок авторского вознаграждения не освобождает лицо, использовавшее произведение автора, от обязанности выплатить автору вознаграждение. Размер последнего определяется соглашением сторон.

Срок действия авторского права. Статья 105 Основ, признав пожизненный характер действия авторского права, предоставила союзным республикам право устанавливать сокращенные сроки действия авторского права на отдельные виды произведений. По законодательству РСФСР таких сокращенных сроков нет. В соответствии со ст. 496 ГК авторское право принад-

' Допечатка тиража издания без уплаты автору дополнительного вознаграждения допустима лишь в пределах предусмотренного договором срока для выпуска произведения в свет. Выпуск произведения по истечении указанного срока рассматривается как переиздание и в тех случаях, когда установленная законом норма тиража не была выполнена или когда ставка гонорара за издание произведения была установлена независимо от тиража (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 19 декабря 1967г.).

2 См. постановление Совета Министров РСФСР от 2 июня 1960 г. (СП РСФСР, 1960, № 23, ст. 104).

453

лежит автору пожизненно независимо от вида произведения 1 После смерти автора авторское право на произведение переходит к его наследникам и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года смерти автора (ст. 496 ГК)2. По истечении этого срока авторское право прекращается. Произведение, на которое авторское право прекратилось, может воспроизводиться любыми лицами и организациями без согласия автора (при сокращенном сроке) и его наследников и без выплаты им вознаграждения. Аналогично определяются сроки действия авторского права на коллективное произведение.

В отличие от авторского права граждан авторское право организаций действует бессрочно. В случае реорганизации принадлежавшее организации авторское право переходит к ее правопреемнику, а при ликвидации—к государству (ст. 498 ГК).

Авторское право наследников не тождественно праву самого автора. К ним, естественно, не может перейти такое правомочие, как право авторства и право на авторское имя. Право на охрану неприкосновенности произведения переходит к наследникам, поскольку автор при жизни не назначил для этой цели другое лицо (ст. 481 ГК).

Основными правомочиями наследников является право на опубликование (если таковое не произошло при жизни автора), воспроизведение и распространение произведения и право на вознаграждение за использование произведения другими лицами. В соответствии со ст. 496 ГК пределы выплаты наследникам авторского вознаграждения в зависимости от суммы этого вознаграждения определяются постановлением Совета Министров РСФСР. Во всяком случае вознаграждение, выплачиваемое наследникам, не может превышать 50% вознаграждения, которое причиталось бы самому автору (ст. 105) Основ, ст. 496

ГК) 3

Выкуп авторского права. В исключительных случаях, когда в пределах срока действия авторского права государство или его организации не могут договориться с автором или его наследниками о порядке использования произведения, а интересы общества требуют этого, авторское право на издание, публичное исполнение или иное использование произведения может

' Законодательство отдельных союзных республик предусматривает сокращенные сроки авторского права на некоторые произведения. Например, в силу ст. 492 ГК Казахской ССР авторское право на фотографические произведения принадлежит автору в течение 5 лет, а на сборники этих произведений—в течение 10 лет со дня выпуска их в свет.

8 При сокращенном сроке действия авторского права оно переходит к наследникам на не истекшую до смерти автора часть срока (ч. II ст. 105 Основ).

3 Суммы, начисленные автору при жизни, но не выплаченные ему, выплачиваются наследникам полностью, ибо к ним переходят по наследству принадлежащие автору права требования.

454

быть принудительно выкуплено государством (ст. 501 ГК). Решение о принудительном выкупе принимается в каждом отдельном случае Советом Министров РСФСР, который определяет порядок и условия использования произведения.

Объявление произведения достоянием государства. После истечения срока действия авторского права решением Совета Министров РСФСР произведение может быть объявлено достоянием,государства (ст. 502 ГК). Условия и порядок использования произведения, объявленного достоянием государства, определяются также Советом Министров республики.

§ 5. АВТОРСКИЕ ДОГОВОРЫ

Определение авторского договора. Авторским называется договор, заключаемый автором с организацией в целях использования своего произведения. Иногда контрагентами автора могут быть граждане (например, при заказе личного портрета). •

По авторскому договору автор передает организации свое произведение для использования обусловленным по договору способом, а организация обязуется осуществить или начать это использование в установленный договором срок (ст. 510 ГК.). а также уплатить автору вознаграждение, кроме случаев, указанных в законе (ст. 503 Г К) 1.

Допускается заключение с автором договора заказа, по которому автор обязуется создать и в обусловленный договором срок передать произведение организации.

Авторские договоры должны совершаться в письменной форме (ст. 505 ГК), .несоблюдение которой лишает стороны права ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания (ст. 46 ГК). Практически не обязательна письменная форма для договоров об опубликовании произведения .в периодических изданиях и энциклопедических словарях.

Виды авторских договоров. Многообразие произведений, являющихся объектами авторского права, и способов их использования предопределяет существование различных видов авторских договоров. Договор об издании и переиздании произведения называется издательским, договор о публичном исполнении неопубликованного произведения — постановочным, договор об использовании неопубликованного произведения в

' Согласно ст. 513 ГК произведение изобразительного искусства, созданное по заказу, переходит в собственность "заказчика, поскольку иное не предусмотрено договором. Это обусловлено неразрывным единством произведения как системы образов и материальной формы, в которой оно выражено. ,

• 455

кинофильме или телефильме — сценарным и т. д. Примерный перечень авторских договоров содержится в ст. 504 ГК.

При наличии типовых договоров авторские договоры заключаются в соответствии с ними. Авторский договор может содержать условия, не предусмотренные типовым договором. Однако если условия заключенного с автором договора ухудшают его положение по сравнению с положением, установленным в законе или в типовом договоре, то они признаются недействительными и заменяются условиями, предусмотренными законом или типовым договором (ст. 506 ГК).

Обязанности автора по договору. Автор по договору обязан передать организации в установленный договором срок произведение, соответствующее условиям договора (ст. 500 ГК). Исполнив эту обязанность, автор ограничен в возможности передавать то же произведение для использования другим лицам и организациям. В течение срока, определенного типовым договором (во всяком случае не свыше 3 лет с момента одобрения произведения организацией), он может передавать произведение (или часть его) для использования другим организациям способом, обусловленным в первоначальном договоре, лишь с письменного согласия другой стороны (ст. 509 ГК). Исключения из этого правила могут устанавливаться типовыми договорами.

Например, Типовые издательские договоры-(п. 4) до выпуска произведения в свет контрагентом разрешают автору публикацию его произведения в газетах, журналах и «Роман-газете».

Автор вправе разрешать другим лицам использование произведения другим (нежели обусловлено в договоре) способом, если иное не вытекает из типового договора. Однако если произведение, в отношении которого заключен договор, окажется опубликованным (выпущенным в свет) до использования его стороной по договору, а закон допускает использование такого опубликованного произведения без согласия автора (ст. 492, 495 ГК), организация вправе отказаться от выплаты автору вознаграждения за создание произведения. Например, если автор, заключивший постановочный договор, без письменного, согласия организации заключит издательский договор на то же произведение и последнее окажется опубликованным до первой публичной постановки (или истечения срока для постановки), постановщик вправе потребовать от автора возврата выплаченного ему единовременного вознаграждения за создание произведения.

Обязанности организации. Организация по авторскому до-' говору обязана рассмотреть представленное автором произведение и в срок, установленный типовым договором, сообщить автору свое заключение о возможности использования произ-

456

ведения. Если для соответствующего вида авторских договоров типового договора нет, то срок рассмотрения произведения может быть определен сторонами в договоре, а если сами стороны этого не сделали, то в случае спора продолжительность его определяется судом.

В своем заключении организация может одобрить произведение или отклонить его по основаниям, предусмотренным договором, равно как и предложить автору внести в произведение поправки с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий .договора (ст. 508 ГК). Требования о внесении поправок или отклонение произведения по основаниям, лежащим за пределами договора, для автора не обязательны.

По договору автора К. с издательством .последний должен быть представить научную монографию объемом в 20 авторских листов. Автор выполнил договорные условия. Однако издательство сочло целесообразным издать на эту тему не монографию, а брошюру, в связи с чем предъявило К. требование сократить объем рукописи до 5 листов. К. отказался. Верховный Суд РСФСР признал требования издательства неосновательными, ибо они не соответствуют условиям договора *.

Если в течение срока, установленного типовым договором, организация не направит автору письменное заключение о возможности использования произведения, оно считается одобренным организацией (ст. 508 ГК). Молчание организации рассматривается законом как согласие на использование произведения. Это правило не подлежит распространению на произведения, представленные авторами по собственной инициативе, без договора с организацией.

При направлении автору предложения о внесении поправок стороны согласуют между собой новый срок представления произведения. Типовые договоры устанавливают, как правило, сокращенные сроки для рассмотрения организацией произведения после переделки. Нарушение этих сроков также влечет за собой последствия, предусмотренные ст. 508 ГК.

Организация обязана осуществить или начать использование произведения обусловленным по договору способом в установленный срок. Сроки использования произведения определяются авторскими договорами или типовыми договорами (во всяком случае они не могут превышать 2 лет со дня одобрения организацией произведения). Указанные сроки исчисляются, по общему правилу, со дня одобрения произведения или с момента истечения срока, установленного для одобрения. В случаях заключения договора на одобренное произведение—со. дня

' См.: А. И. Ваксберг. Издательство и автор. М., «Искусство», 1958, стр. 81.

457

заключения договора (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 19 декабря 1967 г.),

В порядке исключения из общего правила ст. 517 ГК освобождает от обязанности использовать произведение организацию, заключившую сценарный договор или договор художественного заказа.

За использование произведения организация обязана уплатить автору вознаграждение (ст. 503 ГК). Сроки выплаты авторского вознаграждения определяются типовыми договорами с учетом специфики использования произведения. Поскольку многие авторы как лица свободных профессий не работают по трудовым договорам, типовые договоры предусматривают выплату авторам авансов в размере 25% обусловленного в договоре вознаграждения при подписании договора. Последующая выплата вознаграждения приурочивается к моменту одобрения произведения. Так, по Типовым издательским договорам на литературные произведения (п. 6) в этот момент ^выплачивается 35% вознаграждения, а если аванс предварительно не выплачивался, то 60%. Остальная сумма выплачивается после подписания последнего листа корректуры произведения к печати.

Ответственность автора за нарушение договора определяется ст. 511 ГК. Она наступает, если автор по своей вине не 'передал организации произведение в обусловленный договором срок; выполнил заказанную работу не в соответствии с условиями договора или недобросовестно; отказался от внесения исправлений, предложенных ему в порядке и в пределах, установленных договором; нарушил обязанность лично исполнить работу или нарушил правила ст. 509 ГК, ограничивающей его в возможности использовать произведение в соответствии с условиями договора. Указанные нарушения дают организации право расторгнуть договор и взыскать с автора полученное по договору вознаграждение. Ответственность автора перед организацией наступает в указанных случаях лишь при наличии его вины.

Особенности авторского труда таковы, что и при полной добросовестности в исполнении работы автор может потерпеть творческую неудачу. Оставление затраченного труда без какого-либо (хотя бы частичного) вознаграждения может поставить автора в трудное материальное положение. Исходя из этих соображений, закон обязывает организацию, заказавшую произведение, принять на себя часть риска творческой неудачи. Статья 511 (ч. II ГК) предусматривает, что в случае отклонения организацией произведения по основаниям, предусмотренным договором (ст. 508 ГК), и недоказанности недобросовестности автора полученное по договору вознаграждение сохраняется за автором в целом или в части, которая не может

458

быть менее 25% суммы договора. Бремя дбказыЁанйя недобросовестности автора лежит на организации.

Ответственность организации за нарушение договора. Организация по договору обязуется использовать произведение. Если она этого не сделает или не начнет использовать одобренного ею произведения в установленный договором срок, то она обязана по требованию автора уплатить ему обусловленное вознаграждение полностью (ст. 512 ГК) '. Закон не связывает возникновение этой обязанности организации с наличием или отсутствием ее вины. Организация, следовательно, обязана выплатить вознаграждение автору и тогда, когда она не может использовать произведение по обстоятельствам, от нее не зависящим, например в силу изменения профиля организации, плана ее работы и др. (см. п. 7 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 19 декабря 1967 г.). Такое решение естественно. Авторское вознаграждение—форма оплаты труда и изменившиеся обстоятельства не должны лишать автора денежной компенсации за добросовестный труд2.

Если организация/не могла использовать одобренное произведение по обстоятельствам, зависящим от автора, она освобождается от обязанности уплатить автору часть вознаграждения, которую он должен был получить после начала использования произведения (ст. 512 ГК). Вознаграждение, полученное автором по договору в порядке аванса и иных предварительных платежей, возврату не подлежит.

§ 6. ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ

Органы защиты авторских прав. По закону защита авторских прав может осуществляться судом, третейским судом, общественными организациями или в административном порядке.

Общественными организациями, осуществляющими защиту авторских прав, являются творческие союзы. Уставы всех творческих союзов в числе их задач называют защиту авторских прав3. Союз писателей СССР и Союз художников СССР для лучшего осуществления защитных функций создали управления по охране авторских прав. По договоренности союзов, Всесоюзное управление по охране авторских прав Союза писателей СССР осуществляет защиту авторских прав и композиторов. По просьбе своих членов творческие союзы или их управления по охране авторских прав могут разрешать авторские споры между ними.

' Автор в этом случае вправе отказаться от договора и потребовать возврата переданных по договору экземпляров произведения.

2 См., например: «Социалистическая законность», 1960, № 10, стр. 84.

3 См., например. Устав Союза писателей СССР, утвержденный Третьим съездом писателей СССР 23 мая 1959 г.

459

Суд осуществляет защиту авторских прав по иску авторов или их наследников. Если нарушения носят принципиальный характер, то с иском в суд в интересах автора обращаются творческие союзы или их управления. В соответствии со ст. 30 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик управление вправе обращаться в суды без поручения авторов, когда речь идет о взыскании вознаграждения за публичное исполнение произведения, за выпускаемые в записи на граммофонных пластинках и магнитофильмах музыкальные и литературные произведения и за использование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства. По другим спорам названные управления могут принимать на себя представительство интересов авторов лишь по их поручениям.

Государственные органы осуществляют защиту авторских прав по собственной инициативе, по просьбе авторов или творческих союзов.

Формы защиты авторских прав зависят от характера нарушения этих прав. Нарушения личных прав автора влекут за собой последствия, предусмотренные ст. 499 ГК, независимо от того, совершены ли они стороной по авторскому договору или лицом, не состоящим с автором в договорных -отношениях. Так, в случаях использования чужого произведения без договора с автором или его наследниками (ст. 488 ГК), несоблюдения условий использования произведения без согласия автора (ст. 492 и 495 ГК), нарушения неприкосновенности произведения и других личных неимущественных прав автора защита может состоять в восстановлении нарушенного права (внесение соответствующих исправлений, публикация в печати или информация общественности ины^ образом о допущенном нарушении), в запрещении выпуска произведения в свет или в прекращении его распространения.

Нарушение имущественных прав автора стороной по договору вызывает последствия, предусмотренные нормами об авторском договоре (см. § 5 настоящей главы). Если имущественные права автора нарушены лицом, не состоящим с автором в договорных отношениях, то оно обязано возместить автору причиненные убытки (ст. 500 ГК) '. Лицо, допустившее

' Убытки определяются исходя из размера вознаграждения, которое причиталось бы автору при правомерном использовании произведения. Если неправомерно использовано ранее не использованное произведение, а действующие ставки гонорара на этот вид произведения различны и дают возможность выбора, размер авторского вознаграждения устанавливается судом в зависимости от качества произведения, определяемого в случае необходимости при помощи экспертизы.

Аналогичным образом определяется размер вознаграждения за произведение, для которого ставки авторского гонорара не установлены (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 19 декабря 1967 г.).

460

нарушение личных неимущественных или имущественных прав, обязано совершить действия, восстанавливающие права автора, независимо от того, было это нарушение виновным или нет. Так, например, произведение, присвоенное каким-то третьим лицом (плагиат), было использовано организацией, которая не знала и не могла знать имя действительного автора. Это обстоятельство не, освобождает организацию от обязанности возместить автору убытки, в частности выплатить ему вознаграждение за использование произведения.

Особо опасные нарушения авторских прав влекут за собой не только гражданскую, но и уголовную ответственность по ст. 141 УК РСФСР.

< Попередня   Наступна >