Головна Російська юридична література Административное право Административное право Глава 27 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Глава 27 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Административное право - Административное право
45

Глава 27

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Мерами обеспечения производства по делам об администра­тивных правонарушениях называются процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных право­нарушениях. Эти меры применяются в целях:

пресечения административного правонарушения;

установления личности нарушителя;

составления протокола об административном правонаруше­нии при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения при­нятого по делу постановления.

Поскольку данные меры направлены в том числе и на уста­новление личности нарушителя, составление протокола об ад­министративном правонарушении, обеспечение правильного рассмотрения дела, они фактически служат также обнаруже­нию, закреплению и использованию доказательств по этому де­лу. Учитывая, что доказательства представляют собой единство фактического содержания и процессуальной формы, в которой выражены сведения о фактах, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях всегда обле­чены в процессуальные рамки, являются процессуальными действиями. Процессуальный порядок осуществления каждой из этих мер определен соответствующими статьями гл. 27 КоАП РФ.

Естественно, что предусмотренные гл. 27 КоАП РФ прото­колы о применении мер обеспечения производства являются источниками доказательств по делам об административных правонарушениях. Иными словами, этими протоколами, как и протоколом об административном правонару

шении, объясне­нием лица, в отношении которого ведется производство по де­лу, показаниями потерпевшего, свидетелей, другими докумен­тами и материалами, устанавливаются доказательства по делу.

Безусловно, процессуальное закрепление порядка примене­ния мер обеспечения производства по делам об административ­ных правонарушениях важно и для соблюдения предусмотрен­ных законом прав участников производства по таким делам, искоренения случаев нарушения законности, субъективизма со стороны должностных лиц, осуществляющих производство по делу.

Меры обеспечения производства по делам об администра­тивных правонарушениях осуществляются либо в процессе со­вершения правонарушения (что позволяет, в частности, его пресечь), либо после совершения правонарушения. В обоих этих случаях уже имеются доказательства, которые посредством применения данных мер возможно обнаружить, закрепить и использовать для правильного рассмотрения дела об админист­ративном правонарушении.

Исходя из философских концепций об отражении объектов и явлений материальной действительности и их познаваемости, а также учитывая соответствующие положения теории судеб­ных доказательств, следует признать, что любые облеченные в процессуальную форму действия, осуществляемые после совер­шения правонарушения или в процессе его совершения, не мо­гут не способствовать обнаружению и закреплению уже имею­щихся доказательств. В этой связи развитие законодательства, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях, неизбежно будет идти по пути процессуаль­ной регламентации все большего и большего количества дейст­вий, осуществляемых должностными лицами государственных органов при обнаружении правонарушений (в том числе, ко­нечно, действий по пресечению этих правонарушений), и включения их в число мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Подтверждением сказанному является то обстоятельство, что в КоАП РФ законодатель существенно расширил перечень процессуальных мер обеспечения производства по делам об ад­министративных правонарушениях по сравнению с тем, что было в ранее действовавшем КоАП РСФСР, и во многом усо­вершенствовал порядок их применения.

Согласно ст. 27.1 КоАП РФ уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обес­печения производства по делу об административном правона­рушении:

доставление;

административное задержание;

досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

личный досмотр;

досмотр транспортного средства;

осмотр принадлежащих юридическому лицу или индиви­дуальному предпринимателю помещений, территорий, находя­щихся там вещей и документов;

изъятие вещей и документов;

отстранение от управления транспортным средством;

медицинское освидетельствование на состояние опьяне­ния;

задержание транспортного средства;

запрещение эксплуатации транспортного средства;

арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

привод;

временный запрет деятельности.

Возможность применения в процессе производства по делу об административном правонарушении таких процессуальных мер обеспечения производства, как доставление; осмотр при­надлежащих юридическому лицу или индивидуальному пред­принимателю помещений, территорий и находящихся там ве­щей и документов; запрещение эксплуатации транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод, КоАП РФ установлена впервые.

Некоторые из мер обеспечения производства по делу об ад­министративном правонарушении внешне схожи и даже близки в названиях с отдельными административными наказаниями. Это, с одной стороны, административное задержание (кратко­временное ограничение свободы физического лица), а с дру­гой - административный арест (содержание нарушителя в ус­ловиях изоляции от общества) или административное выдворе­ние за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (принудительное перемещение указан­ных лиц за пределы России). Это изъятие вещей (явившихся орудиями совершения или предметами административного пра­вонарушения), документов (имеющих значение доказательств по делу) или возмездное изъятие орудия совершения или пред­мета административного правонарушения или конфискация орудия совершения или предмета административного правона­рушения.

Однако, несмотря на внешнюю схожесть и близость в назва­ниях, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и административные наказания от­личны и по своему назначению, и по порядку осуществления (исполнения), и по последствиям. Так, в частности, целями ад­министративного наказания, в отличие от указанных выше це­лей мер обеспечения производства по делу, являются предупре­ждение совершения новых правонарушений как самим право­нарушителем, так и другими лицами.

Следует также отметить внешнюю схожесть и близость в на­званиях некоторых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении с административно-преду­предительными мерами. Например, в соответствии со ст. 11 За­кона РФ «О милиции» в целях выполнения возложенных на милицию обязанностей сотрудникам милиции предоставляется право, при наличии достаточных данных о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества, производить личный досмотр, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, а также производить личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте и др.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения» должностные лица Государ­ственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в преду­предительных целях могут проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольст­венного сырья и пищевых продуктов.

Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» предусмотрен ряд мер и временных ограничений профилактического характера, применяемых в условиях чрез­вычайного положения. Уполномоченные на то органы испол­нительной власти могут, в частности: осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств; временно изымать у граждан и у организаций, незави­симо от организационно-правовых форм и форм собственно­сти, оружие, боеприпасы и ядовитые вещества; временно изы­мать у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, боевую и учебную военную тех­нику, взрывчатые и радиоактивные вещества и др.

Но несмотря на внешнюю схожесть, меры обеспечения про­изводства по делу об административном правонарушении и ад­министративно-предупредительные меры отличны и по своему назначению (целью предупредительных мер является предупреждение возможных правонарушений), и по порядку осуществ­ления (исполнения), и по последствиям.

Конституция РФ (ст. 98) устанавливает определенный им­мунитет членов Совета Федерации и депутатов Государствен­ной Думы в отношении применения к ним мер принуждения, включая меры обеспечения производства по делу об админист­ративном правонарушении. Они не могут быть задержаны (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). Вопрос о лишении их неприкос­новенности решается по представлению Генерального прокуро­ра РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспе­чения производства по делу об административном правонару­шении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Вред возмещается за счет со­ответственно казны Российской Федерации, казны субъек­та РФ или казны муниципального образования.

 

< Попередня   Наступна >